Из Китая в Украину по железной дороге: есть ли в этом смысл?

23 марта 2021, 15:00

О регулярном грузовом поезде из Китая в Украину за последние несколько месяцев не написал только ленивый. Но мало кто говорит о реальном положении вещей.

Кроме фактажа и статистики, не хватает информации от практиков, а для бизнеса — конкретного понимания везти по железной дороге или нет, зачем это и какие есть риски. Поскольку наша компания является единственным в Украине официальным партнером оператора поезда, позволю себе дать больше практической информации и рассказать о тех «узких местах», которые мы уже со скрипом, но прошли.

Видео дня

Немного предыстории — откуда взялся поезд

Традиционный маршрут из Китая в Украину — по морю. Это дешевле, чем авиа, относительно безопасно, хотя и долго. До недавнего времени именно морской вид доставки был самым популярным среди украинских импортеров китайских товаров. Пока стоимость морского фрахта из Китая не подскочила в 3 раза за один TEU (сорокафутовый контейнер) — с $3 тыс. в мае 2020 года до $9−10 тыс. в январе 2021.

Такой стремительный скачок цен — результат нескольких факторов: пик сезона (новогодние праздники в Украине в январе и китайский новый год в феврале) и отсутствие пустых контейнеров для экспортных отправлений в Китае из-за преобладания китайского экспорта над импортом.

Вариант запуска доставки грузов из Поднебесной по железной дороге обсуждался уже давно. Дальше разговоров не шло, и здесь было несколько сдерживающих факторов, главный среди которых — отсутствие достаточной клиентской базы для этого сервиса. Мало кто хотел рисковать и отправлять свой груз по еще не опробованному маршруту, к тому же, по состоянию на середину 2020-го, вдвое дороже доставки морем. Да и сами логисты слабо верили в такую возможность — слишком много скепсиса у нас вокруг железной дороги. Но скачок цен на морские перевозки и проблемы в морском фрахте в результате коронакризиса сделали свое — из Китая появились первые экспортеры, проект прямого железнодорожного сообщения Китай-Украина поддержали китайские власти. Китайская сторона начала дотировать эти перевозки по своей территории, существенно снизив их стоимость. С июня в Украину начали прибывать нерегулярные контейнерные поезда из Поднебесной. среди украинских «первопроходцев» были клиенты, которых подгоняло транзитное время и срывы контрактов.

В июле начал курсировать регулярный поезд Китай-Украина китайского оператора East Linе. В успех этого проекта я не верил до последнего. Пока не увидел объемы грузов, которые китайские экспортеры готовы были перевозить в Украину именно по железной дороге. За полгода мы сформировали 17 прямых контейнерных поездов из Поднебесной в Украину, и сейчас активно работаем над обратным направлением — украинский бизнес тоже уже готов отправлять на экспорт по железной дороге.

Кому выгодно и что следует учитывать?

Среди главных плюсов железнодорожной перевозки: надежность и скорость (по морю — до 45 дней, по железной дороге — 18−20).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Минусы железной дороги — стоимость. Учитывая подорожание морского фрахта, цены почти сравнялись, но доставка контейнерным поездом таки на 30% дороже. Также пока все поезда прибывают только на терминал Киев «Лиски» — что не всегда удобно для импортеров, поскольку они тратятся на доставку груза еще и по Украине. К тому же терминал «Лиски» имеет ограничения по количеству принятия поездов.

Что еще важно знать и учитывать, отправляя товар из/в Китай по железной дороге?

Документы для международных таможенных переходов следует готовить заранее

Контейнерный поезд Китай-Украина пересекает 4 границы. У каждой таможни свои правила, требования, нормативы. Например, есть определенный перечень товаров, запрещенных к перевозке транзитом по территории той или иной страны, или этот перечень может меняться в зависимости от законодательных или нормативных изменений. Поэтому для таможни каждой страны нужно готовить свой пакет необходимых документов и отправлять их заранее — чтобы согласовать все моменты, в случае необходимости быстро их переработать и чтобы груз пропустили без задержек.

Разные товары в одном контейнере могут не пропустить

Если у вас нет такого объема товара, чтобы заполнить весь контейнер, ваш груз будут перевозить в контейнере с другими — формируют сборный груз. И здесь важно знать, что не все товары являются совместимы для перевозки в одном контейнере — по температурному режиму, скорости порчи, опасности груза. Также в некоторых китайских провинциях есть определенные требования к грузу — ограничение по количеству кодов ТН ВЭД (различных товаров) в одном контейнере, по наименованию грузов по количеству отправителей и тому подобное. Например, в провинции Цзянси (город Наньчан) — требование — не более 5 кодов ТН ВЭД в одном контейнере и не более 10 отправителей, а вот в провинции Чжэцзян (город Цзиньхуа) — это количество неограниченно.

Недоверие отправителей из Китая, если вы новый клиент

Если вы новый клиент для китайского отправителя, то готовьтесь выложить сразу всю сумму за товар, который едет поездом. Во время железнодорожных перевозок накладная на груз едет вместе с ним в поезде. Поэтому отправители переживали, что груз в любом случае выдадут получателю — оплачен он или нет. Поэтому начинали ставить украинским клиентам другие условия, чем при доставке морем — не отсрочку платежа груза, как при морской фрахте, а полную предоплату. Ведь в морском фрахте действует правило — пока отправитель не даст согласие на отправку документов на груз (коносамента), то получатель их не увидит, потому что документы идут не с грузом, а по почте или пересылаются в электронном виде. То есть, отправитель контролирует свой товар — если получатель полностью не заплатил, то груз не получит.

Будет дешевле?

Сейчас пока Украина существенно отстает от Европы в объемах железнодорожных контейнерных перевозок. Если там перевозки товаров поездом занимают 45% от всего грузооборота, то у нас только 1,5%.

Поэтому сейчас и партнеры поезда и Укрзализныця, и заинтересованный бизнес работают над тем, чтобы найти оптимальные варианты для развития перевозки по железной дороге. Мы входим в экспертную группу по развитию мультимодальных перевозок и работаем над вопросом снижения тарифов контейнерной доставки поездом.

Что для этого нужно:

  • Увеличить экспорт. При загрузке контейнеров в обратном направлении цена перевозки упадет.
  • Открыть дополнительные пункты прибытия и отправления поезда. Например, не только на Киев-Лиски, откуда бизнес еще вынужден развозить груз дальше, но и в другие города.
  • Ввести в Украине международную электронную товарно-транспортную накладную и создать цифровые транспортные коридоры. Это позволит упростить документооборот при перевозках и снизить финансовую нагрузку на логистику.

В целом, железнодорожные контейнерные перевозки — перспективное направление, ведь в Украине есть огромный неиспользованный логистический потенциал. А вот для его реализации стоит прислушаться к практикам, чтобы решать те законодательные и инфраструктурные вопросы, которые мешают развитию бизнеса и тормозят процесс.

Показать ещё новости
Радіо NV
X