Государственные финансы Украины: кризис, который всегда с тобой

12 мая 2017, 19:30
Наша бюджетная, долговая, монетарная, экономическая политики напоминают наркомана, который лишь увеличивает дозу, а перерыв между ними использует для поиска средств на новую дозу

По старому анекдоту про “проклятое место” можно сказать, что даже среди стран, которые развиваются, есть такие, которых затянуло в какую-то бесконечную пропасть кризисов, дефолтов, инфляции, даже несмотря на очень хорошие стартовые позиции. Как пример, можно привести Аргентину или Украину.

Видео дня

Так, если посмотреть на недолгую новейшую историю, то можно сказать, что с 1991 года до настоящего времени Украина имела всего несколько небольших отрезков времени более-менее устойчивого развития, которые затем быстро элиминировались за периоды затяжных кризисов. Только страна немного оправилась от галопирующей инфляции и экономического спада начала 90-х, начался кризис 1997-го года, который принес с собой новый виток девальвации, инфляции, экономического кризиса и реструктуризаций. Причем, как внешних, так и внутренних обязательств государства.

Период оживления и развития 2002-2007 завершился кризисом 2008-2009 и очередными девальвацией, инфляцией, реструктуризацией.

Период 2010-2013 даже сложно назвать периодом какого-то развития – скорее восстановление докризисных уровней, да и то с большой “натяжкой”.

Нынешний кризис 2014, который до сих пор продолжается, по многим ключевым параметрам отбросил страну где-то в период посткризисных 2002-2005 годов. И снова: девальвация, инфляция, реструктуризация.

Украина даже не пытается выйти из этого круга перерождения, и постоянно делает одни и те же шаги, которые через некоторое время приводят ее к исходной ситуации – кризису, девальвации, инфляции, падению доходов населения, экономического болота. Отжившая, нереформированная система взаимоотношений в стране постоянно продуцирует значительные непроизводительные расходы, которые сама страна просто не может себе позволить. Конечно, в такой ситуации и источников финансирования в стране фактически нет, кроме эмиссионного (внутренний долг) и долгового (внешний долг), который тоже фактически в конце концов превращается во внутренний, эмиссионный-инфляционный.

Конечно, нынешний кризис является очередным доказательством этого “правила”, как и предыдущие. И, конечно, пути прохождения через эти кризисы все время одни и те же, которые потом со временем приводят к очередному кризису. Реструктуризация и списание части внешних и внутренних обязательств государства приводит лишь к тому, что эти инфляционные потоки списываются, когда ситуация немного утихает сама собой, и государство считает, что таким образом можно начать с какого-то вроде чистого листа, потому что выплаты долгов, или не надо делать вообще (внутренний долг), или они разнесены далеко в будущее, поэтому можно снова брать в долг новый внутренний долг для нового потребления, хищения и обещаний, которые через некоторое время материализуются в очередной виток кризиса.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Для многих уже очевидно, что недавняя реструктуризация внешних обязательств, проведенная в 2015 году, дала небольшую отсрочку времени, и уже в 2018-2019 годах Украина будет на пороге очередного дефолта и реструктуризации. То есть остался всего один год.

Аналогичная ситуация происходит и с внутренним долгом, около 18% которого должны быть погашены в течение следующих 12 месяцев, или около 130 млрд грн из 720 млрд грн. При этом из 130 млрд грн почти половина (48% или 63 млрд грн) – этот внутренний долг номинирован в иностранной валюте. В целом более 30% внутреннего государственного долга привязано к иностранной валюте, то есть более 217 млрд грн из 720 млрд.

Такой долг, даже несмотря на то, что он внутренний, уже нельзя погасить инфляцией и “включением печатного станка”, который имеет побочные эффекты и при борьбе с долгом, номинированным в гривне. Тогда наше государство просто возвращается к такому простому решению, как списание части задолженности.

Конечно, списание не называют списанием, а именуют реструктуризацией (2000-2001), или репрофайлингом, как сейчас. Однако по сути, а часто и по форме, такая местная реструктуризация является списанием части долга. Таким образом государство расчищает себе путь и развязывает руки для последующей печати и наращивание долга с целью финансирования дефицита бюджета, который в свою очередь включает в себя не только выполнение определенных социальных гарантий государства, но и финансирование неэффективных государственных предприятий. А очень часто и прямого хищения средств, как показал недавний пример с изъятыми 40 млрд грн, которые были преимущественно в форме облигаций внутреннего государственного займа.

Но, возвращаясь к списанию, которое часто маскируют другими терминами. В частности, реструктуризация государственного долга перед Национальным банком в 2000 году была проведена таким образом, что 6,3 млрд грн начисленных процентов были вообще списаны, а остальные – 9,5 млрд грн (из которых 2/3 было номинировано в иностранной валюте) “растянуто” на 35 лет. При этом процентная ставка устанавливалась на уровне 5%.

Думаю, не стоит говорить, что такая “реструктуризация” отнюдь не соответствовала рыночным условиям. В частности, даже простой пример демонстрирует, что реструктуризация на 15 лет с выплатой процентов каждые полгода на уровне 5% годовых при исходной доходности 10% (более низкой доходности в гривне у нас и не было за все эти годы) означает, что реально держатель бумаг (НБУ) списывает более 40% номинала, то есть реализует убытки.

Еще при прошлой реструктуризации законодательно определялось, что под ту операцию Национальный банк Украины должен сформировать 20% резервов, но, как видим, реальное списание было гораздо большим. Если учитывать списанные проценты, то вообще составляло более 2/3 долга, который держал на своем балансе Нацбанк. Недостаточность сформированных резервов НБУ под государственные ценные бумаги на своем балансе отмечал и тогдашний аудитор национального банка – PricewaterhouseCoopers.

Аналогичную реструктуризацию-репрофайлинг-списание готовят и в этот раз. Пока что по этому поводу много информации, но те проекты, которые обсуждались – все очень далекие от рыночного рефинансирования (например, как при реструктуризации внешних обязательств). В частности, обсуждалось продление срока погашения до 30 лет, снижение процентной ставки при этом до 5%, а так 5% в течение первых 10-15 лет, а затем на уровне инфляции. Здесь может быть бесконечное количество вариантов, главное – это каким будет фактически уровень списания (как в примере выше), и каким будет эффект на баланс Национального банка.

В частности, даже такой относительно “легкий” вариант “реструктуризации”, как показано выше, означает списание (снижение рыночной стоимости) бумаг на балансе НБУ на 40-50%, что означает убыток для центрального банка около 150-190 млрд грн. То есть в таком случае капитал Национального банка, который составляет на начало 2017 года 195 млрд грн, обнуляется.

Таким образом сам НБУ уже становится банкротом. Конечно, центральный банк сам пишет себе правила, и в такой системе он просто не может обанкротиться, и может “работать” вообще без капитала, но тем не менее такая дыра в балансе центробанка представляет собой очередную иллюстрацию государственной политики хождения по граблям. И в конце концов приведет к очередному старту инфляции и росту долгов в очень короткой временной перспективе.

Украина фактически после всех этих “списаний” и прощаний долгов и реструктуризации выходила только с большим долгом. В частности, и период 2000-2001 и нынешний, да и период 2008-2009 очень хорошо проиллюстрировали, как быстро государство может наращивать долг, и как легко нивелируются эти эффекты так называемой “экономии” от реструктуризации.

Фактически наша бюджетная, долговая, монетарная, экономическая политики напоминают наркомана, который после небольшого перерыва лишь увеличивает дозу, а сам перерыв использует для поиска средств на новую дозу.

Именно поэтому, чтобы не скатиться в такое наркоманское пике постоянного инфляционного финансирования развитые государства стараются избегать даже обсуждения на высоком государственном уровне самой возможности списания государственного долга, если им владеет другой государственный агент, в частности центральный банк.

Показать ещё новости
Радіо NV
X