Почему госбюджет-2021 невозможно выполнить

18 декабря 2020, 09:00
Цей матеріал також доступний українською

Несколько дней назад Верховная Рада 289 голосами «за» приняла Закон о госбюджете на 2021. С тех пор прозвучало множество оценок этого документа, но большинство из них сводятся к одному тезису: лучше плохая смета, чем ее отсутствие.

Я с этим категорически не согласен. По моему мнению, такое небрежное отношение к бюджетному процессу привело Украину в состояние перманентного кризиса.

Министр финансов Сергей Марченко называет бюджет реалистичным, но это не соответствует действительности даже на уровне главных макроэкономических показателей. Напомню, что доходы госбюджета установлены на отметке 1 трлн 92 млрд грн. Предельный объем дефицита составит 246,6 млрд грн, или 5,5% ВВП. В то же время потребительская инфляция составит 7,3%, а средневзвешенный курс 29,1 грн за доллар.

Видео дня

Убежден, что упомянутые показатели противоречивые и взаимоисключающие. Нет такой реальности, при которой эти цифры могли бы оправдаться. Давайте разбираться, почему это так, начав с положительного сценария развития ситуации.

Если Украина строит бюджет 2021 на сотрудничестве с международными структурами — МВФ, ЕС и Всемирным банком — это значит лишь одно: продолжение реформ, сдержанную фискальную политику. То есть, если Украина будет двигаться этим путем, то средневзвешенный курс гривны будет существенно ниже, чем запланировано правительством.

Как показал аукцион по размещению ОВГЗ на этой неделе, Украина настолько сенситивна к каждым 200−300 млн долларов, которые заходят к нам от иностранных инвесторов, что это моментально влияет на курс. Такая ситуация заставляет Нацбанк выходить на валютный рынок и скупать лишние доллары.

Как только мы получили положительные сигналы и Украина привлекла 1,2 млрд евро, а иностранные инвесторы начали заходить в украинские бумаги, курс сразу упал до 27,5.

То есть если Украина будет идти путем реформ, то установленный в Законе о госбюджете дефицит, а также предусмотренную выплату долговых обязательств таким способом можно профинансировать. Однако при этом сценарии мы не будем иметь ни курса на уровне 29,1, ни инфляции на уровне 7,3%. Крепкая гривня и низкая инфляция будут непосредственно влиять и на другие бюджетные доходы, в частности, НДФЛ, НДС, акцизы, пошлины и т. п.

Это, в свою очередь, означает, что план собственных доходов не будет выполнен как налоговой, так и таможней. В частности, об этом предупреждал парламентариев глава ГТС Павел Рябикин в своем письме в адрес Комитета ВР по вопросам бюджета.

А теперь рассмотрим второй сценарий, при котором Украина не будет выполнять рекомендации международных партнеров, прежде всего, финансовой дисциплины, и включит печатный станок.

Да, в этом случае инфляция на том уровне, который заложен в бюджет, вполне вероятна. Однако тогда мы потеряем сотрудничество с МВФ и, как показывает пример ноября и начала декабря, не сможем привлекать достаточно средств, необходимых для бюджетных выплат на финансовых рынках путем продажи государственных облигаций. Это, в свою очередь, спровоцирует отток иностранных инвестиций из украинских долговых бумаг.

Чтобы исправить ситуацию, Минфин увеличит объем продаж облигаций госбанкам за счет средств, выделенных им в виде рефинанса НБУ. Но по сути это прямые интервенции напечатанными деньгами, что будет дальше провоцировать инфляцию. Учитывая коронакризис, международные партнеры пока закрывают на это глаза.

Более того, следует понимать, что на прошлой неделе Евросоюз выделил Украине 600 млн евро, несмотря на все огрехи украинской власти, только учитывая подписанное Соглашение об ассоциации. Вот вам конкретный пример того, что дает членство в цивилизованном мире, а также соблюдение цивилизованных правил игры.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X