Нужна ли защита украинского производителя

1 комментировать
Зачем нужен закон № 7206 "Покупай украинское, платы украинцам!", когда недавно госзакупки было реформировано и заработала система ProZorro

Годовой объем госзакупок — 275 млрд грн или почти 12% ВВП Украины. И хотя 99% участников тендеров — украинские компании, импортная составляющая продукции при госзакупках оценивается экспертами в 38% (официальные данные от МЭРТ пока отсутствуют). Это около 100 млрд грн в год. Импортная составляющая госзакупок в США и Японии менее 5%, а в ЕС — 7,9%.

Покупая за рубежом том, что Украина производит или способна производить сама, мы дарим другим странам рабочие места, инвестиции и налоги. А сами остаемся должником и экспортером сырья, рабочих рук и талантов.

Для исправления ситуации предложена усовершенствованная модель публичных закупок с многофакторной оценке тендерных предложений. Главная новация — обязательный учет местной составляющей с весом не менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок, определяемых правительством. При этом вес цены и неценовых факторов остается тот же, что и сегодня: 70/30.

Местная составляющая рассчитывается через уровень ресурсной локализации производства предмет закупки по прозрачной формуле, установленной законом, согласно методике, которая будет утверждена правительством.

На практике это означает, что на 100% украинский товар будет 25% ценовое преимущество перед таким же, но на 100% импортным товаром. Который не содержит ни одной украинской составляющей.

Многофакторная модель действует в большинстве успешных стран, в том числе и в Европе. Ведь опираться только на цену — это экономическое безумие. Важны местная составляющая, энергосбережение, инновационность, гарантия и даже социальные факторы.

Впрочем, в Украине более 99% госзакупок — чисто ценовые. А во Франции лишь 4% публичных закупок осуществляется исключительно по ценовому критерию, в Великобритании — 7%, в Нидерландах — 10%, в Испании — 24%. В Германии, Австрии и Италии — лишь каждая вторая госзакупка чисто "ценовая".

Предложенная модель оценки тендерных предложений не противоречит международным обязательствам Украины в рамках ВТО и Соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС (DCFTA). Ведь она подпадает под исключение из общих правил, в частности, в качестве меры макрофинансовой и макроэкономической стабилизации, который принимается страной в условиях внешнеполитической и военной агрессии, критического дефицита платежного баланса и угроз экономической безопасности, что допускается нормами международного торгового права.

"Покупай украинское, платы украинцам!" также учитывает лучший мировой опыт. Например, в США, согласно нормам федерального законодательства — FAR, госучреждениям (по определенным исключениями) запрещается приобретение продукции, которая произведена не в США и содержит менее 50% местной составляющей (пункт 25.101 FAR). Часть 25 Федерального закона США о закупках также требует предоставлять национальным производителям ценовое преимущество в 12% для американских компаний — малого бизнеса (пункт 25.105 FAR).

Даже в условиях такого явно протекционистского законодательства о публичных закупках США идут на усиление защиты внутреннего рынка и запускают дополнительные механизмы импортозамещения. Наглядным примером является резонансный Указ Президента США "Покупай американское, нанимай американцев" от 18.04.2017р.

Заказчики в ЕС при публичных закупках часто устанавливают в тендерной документации требования относительно минимального уровня локализации предметов закупки 25% или даже 50%, а также требования о наличии производства на территории ЕС.

По оценкам экспертов, законопроект № 7206 придаст плюс 1,1 в. п. к росту ВВП, сократит безработицу на 0,4 п.п., а также сократит импорт на 4,4 п.п., что положительно повлияет на торговый баланс, промышленное производство и доходы украинцев.

Покупать иностранную продукцию, которую Украина может производить сама, да еще и за счет налогоплательщиков — это большой минус для экономики, бюджета и торгового баланса.

Это политика экономического идиотизма! Судите сами:

  • Когда Киев покупает польские трамваи вместо Львовских Электрон или Одесских Татра-Юг
  • Когда МЧС покупает Еврокоптер, а Запорожский производитель Мотор Сич ни разу не получил государственного заказа на свои вертолеты
  • Когда Администрация морских портов Украины подыгрывает голландским верфям, дискриминируя Херсонский и Николаевский Смарт Мэритайм Групп
  • Когда коммунальные предприятия берут белорусские автобусы МАЗ вместо луцких Богданов или львовских Электронов
  • Когда госкомпании покупают белорусские тракторы и комбайны и французские сеялки, а не аналогичные украинские (Харьковский тракторный завод, Южмаш, Херсонский машиностроительный, Кропивницкий Ельворти и другие)
  • Когда коммунальные предприятия заказывают белорусскую спецтехнику МАЗ вместо Кременчугских КРАЗов
  • Когда НАК Энергоатом покупает подъемно-транспортное оборудование у американских и чешских производителей, а не в Краматорских СКМЗ и НКМЗ или Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО)
  • Когда Мининфраструктуры борется за списанные немецкие электрички вместо покупки новых у Крюковского вагоностроительного завода

Именно поэтому в поддержку "Покупай украинское, платы украинцам!" уже выступили все ключевые объединения бизнеса — УСПП, ФРУ, ТПП, за плечами которых более 80% ВВП Украины.

Для подготовки законопроекта № 7206 ко второму чтению считаю необходимым:

  1. Провести правительственную "инвентаризацию" публичных закупок на предмет оценки импортной составляющей и потенциала импортозамещения по товарным категориям.
  2. Совместно с производителями и экспертами разработать для дальнейшего утверждение перечня специализированных/неспециализированных закупок и проект Методики расчета локализации на основе формулы, предусмотренной законопроектом.
  3. Установить обязательную поэтапную оплату/разумную подписку для высокотехнологичных товаров с длинным циклом производства (прежде всего, машиностроение), дифференцированную по видам продукции.
  4. Ввести перспективное 3-5 годовое планирование государственных заказов для модернизации инфраструктуры вместо хаотических точечных закупок, искусственно "заточенных" под иностранных производителей.
Правда чи міф? Чи можна знизити вагу без дієт та спорту? 

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: