Рынок труда в кризис. Где искать работу?

25 мая 2020, 14:40

Работодатели продолжают искать сотрудников даже сейчас. На какие сферы и направления стоят обратить внимание, если вы меняете работу

Кто-то пару месяцев назад уволился с работы «в никуда» и сейчас не может устроиться. Кто-то попал под сокращение. Кому-то просто хочется сменить рабочее место, но «кризис — страшно». А кого-то отправили в отпуск за свой счет, создав уникальные обстоятельства, когда по документам работа есть, а по факту — нет.

Видео дня

В таких условиях возникает резонный вопрос: что делать дальше? А еще появляются страхи и сомнения: мол, кризис, всех увольняют, сейчас дергаться бессмысленно, и вообще все тлен и мрак.

Это не совсем так.

Сокращения, конечно, происходят. Растет уровень безработицы в Украине и мире. По данным Торгово-промышленной палаты, количество безработных в нашей стране выросло на 1−1,3 млн и составляет 2,5−2,8 миллионов человек. И это только за первый месяц карантина.

Но вся негативная статистика вовсе не означает, что рынок труда замер окончательно. Нет. Работодатели продолжают искать сотрудников даже сейчас. В одних сферах интерес к найму падает, в других он вовсе заморожен, но есть и такие, где процесс подбора персонала, как минимум, остался на прежнем уровне. Тем, кто сейчас лишился работы, нужно помнить об этом. И пользоваться ситуацией.

Какие сферы продолжают жить

На самом деле, использование слова «сфера» уже некорректно. Успешность компаний на сегодня тесно связана с их прямой специализацией. Например, магазины, продающие продукты питания, косметику и бытовую химию чувствуют тяжесть кризиса заметно слабее, чем, скажем, продавцы ювелирных изделий, брендовой одежды, предметов роскоши. Деятельность последних практически замерла, поэтому и потребность в рабочих кадрах резко упала.

Такая же ситуация и в ИТ. Финтех-компании, например, стоят на ногах куда тверже, чем разработчики ИТ-решений для сферы туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Взять хотя бы компанию Airbnb. Это известный ИТ-гигант, но сейчас он, как никогда, близок к банкротству.

Мы, как рекрутинговая компания, фиксируем падение интереса к специалистам, работающим с редкими/узкими языками программирования. Кроме того, ИТ-компании, с которыми мы работаем, сейчас менее заинтересованы в найме новичков, предпочитая им уже опытных людей.

В целом, по нашим оценкам, найм новых сотрудников сохраняет высокие темпы (и в будущем даже способен вырасти) в следующих сферах:

  • Агропроизводство. Среди наших клиентов наиболее активны зарубежные агрокомпании, они начали поиск рабочих рук еще до карантина и сейчас очень заинтересованы в том, чтобы найти специалистов для посевных работ. Украинские компании сейчас менее активны, в основном ждут, когда закончится карантин. Но так как отечественные агропроизводители традиционно испытывают нехватку рабочих рук, а спрос на продукты питания есть всегда, вряд ли тут стоит ожидать резкую заморозку процессов найма.
  • Фармацевтика, медицина и аптечный бизнес. Тут, думаю, пояснения излишни. Пандемия и постоянная потребность населения в лекарственных препаратах делают свое дело.
  • Сферы ритейла, связанные с продажей продуктов питания, товаров первой необходимости и косметики.
  • Логистика. Спрос есть на самых разных специалистов — от менеджеров до кладовщиков и курьеров.

Что примечательно, во всех указанных выше направлениях работодатели часто ищут людей самого разного профиля и образования. Например, сфера медицины и фармацевтики нуждается не только в грамотных врачах и медсестрах, но также востребованы и такие профессии, как медицинский представитель и менеджер по продажам (особенно если есть опыт работы в продаже фармпрепаратов). У клиник, аптек и фармпредприятий есть свои сайты, для обслуживания которых тоже требуются профессионалы — диджитал-маркетологи, копирайтеры, аккаунт менеджеры, программисты и т. д.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Вообще в условиях карантина многие компании «ушли в диджитал» и стали уделять больше внимания виртуальной коммуникации со своей аудиторией. Отсюда — усиление потребности в эффективном наполнении корпоративных блогов, сайтов, страничек в соцсетях. Нельзя сказать, что спрос на диджитал-специалистов вырос до небес, скорее он остался более-менее на прежнем уровне.

Говоря о выживаемости компаний в кризис, нельзя также забывать о региональном факторе. В Киеве и других центральных городах сосредоточено больше разных предприятий, а значит и спрос на рабочую силу больше, чем в менее крупных населенных пунктах. Эта проблема была всегда и сейчас она чувствуется особенно сильно, к сожалению.

Профессиональная специализация областей тоже разнится. В одних больше агрокомпаний, в других — промышленных. Последние, к слову, наиболее сильно страдают от кризиса, так как спровоцированная пандемией остановка мировых рынков практически лишила их возможности заработать. Как следствие, многие компании либо заморозили процессы найма (минимум до конца карантина), другие даже готовятся сокращать свой штат.

Все это дополнительно усложняет возможности повторного трудоустройства для тех, кто попал под сокращение. В такой ситуации остается только порекомендовать сменить вид деятельности, попробоавать поискать работу в тех сферах, которые наименее пострадали из-за кризиса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X