Поиск гармонии в бизнесе и миссия компании

21 марта 2021, 11:30

Что мы любим, что нужно людям, в чём мы сильны и за что нам платят? Это четыре составляющих гармонии Икигай в японской философии. А с чего начать поиск?

Создавая бизнес, человек всегда думает о том, что нужно людям. А для успешного бизнеса он должен любить это сам. На этом стыке и формируется большая цель бизнеса или миссия компании. Таков рецепт успешных бизнесов.

Видео дня

Однако на практике на вопрос о сути миссии компании собственники часто признаются, что не думали об этом вообще, или говорят услышанную где-то оторванную от жизни заумную фразу. И для меня это всегда первый вопрос, с чего начинаю любой антикризисный проект. Именно формулировка основной цели компании является базисом развития. А короткая формулировка миссии, которая часто является и слоганом, может стать простым и эффективным критерием оценки работы любого подразделения.

Очень интересно то, что именно большую эффективность этого короткого слогана видно в сложных проектах. Несколько лет назад наша команда «оживляла» бывший военный завод после приватизации в условиях после многолетнего застоя. Двадцать специалистов пытались объединить свои усилия и коллектив, чтобы запустить огромную производственную машину. Каждый день мы сталкивались с тупиковыми ситуациями конфликтов интересов или взаимосвязанных проблем. Треть команды через пару месяцев сложила чемоданы и уехала. И о миссии никто не думал, потому что «да и так понятно — всё по профилю производства». Но именно в это время удалось найти общий слоган в разрезе «что мы делаем и для кого».

Проводя совещания, при обсуждении всех спорных вопросов, я задавал конфликтующим сторонам этот простой вопрос — «двигает ли нас это решение к выполнению миссии?». И именно с этой точки зрения стороны находили решение. До сих пор звучит невероятно даже для меня, но всего через полгода «свет в конце туннеля» не просто появился, а стал виден всем. Нам удалось запустить работу целого промышленного холдинга. И первой причиной стало именно формирование миссии как фразы на бумаге — реальной с точки зрения реализации на практике и построенной на любви заводчан к своему производству. Хотя это порой не так просто сделать.

Очень сложными проектами являются задачи в старых бизнесах, когда собственники «взлетели» фактически по стечению внешних факторов «в нужное время в нужном месте» и ни о какой миссии и не думали много лет. Первым проявлением этого становится положение собственника, как «бога» в компании. Собственник не приемлет никаких возражений и увольняет сотрудника после споров.

Также опасным проявлением является крайность — замыкать на себе все проблемные вопросы. Был проект, когда при анализе бизнес-процессов обслуживания клиентов частым вариантом завершения общения директор называл предоставление клиенту номера своего мобильного телефона. Через пару лет это стало универсальным решением любого проблемного вопроса для каждого сотрудника в компании — «Не знаешь, что делать? Дай клиенту телефон директора». Хочу отметить коварство этой затеи — половина клиентов не звонила директору, хотя проблема не решалась. Клиенты оценивали такие ответы, как проявление низкой компетенции и не пролонгировали впоследствии контракты. Именно в старых компаниях на поиск формулировки миссии может уйти много времени, а хороший слоган можно искать годами.

После короткой миссии-слогана следующим уровнем является более широкая формулировка уже не только цели как описания решаемых задач, а и их обоснование. А идеально сформулированная миссия включает и ответ на вопрос «как самому оценивать качество своей работы». Применяйте принципы Икигай при формировании этого порой объёмного внутреннего поиска целей компании. Посмотрите на миссию со стороны сотрудников, со стороны своих компетенций, со стороны рынка и даже глазами своих клиентов. Обязательно после формирования миссии попробуйте дополнить другими понятиями, такими как видение, цели, ценности и, конечно, коммерческими показателями. Если сложится целостная картинка — работа сделана хорошо.

Как собственнику проверить себя? Например, попробуйте раз в квартал формировать цену для гипотетической продажи своей компании. Именно такую цену, когда при колебании в +10% вы реально согласитесь продать свой бизнес. Если ваша оценка бизнеса с доходом в сто тысяч в год находится в разделе «а вот за миллиард отдам» — ваш бизнес является вашим хобби. В этом случае подумайте, как исключить самообман при анализе работы. Самообман может привести к краху.

Более безопасным и цивилизованным методом является приглашение внешних консультантов. Это стандартная практика в развитых странах. Компании мирового уровня комплексно подходят к вопросу и открывают отдельные проекты для раскрытия и описания цели, области деятельности, философии, методов достижения и социальной политики. А те, у кого это есть, периодически запускают проекты пересмотра.

Компаниям меньшего уровня нужно всё то же самое, но в меньшем объёме. Часто им достаточно участие всего одного эксперта в короткий промежуток времени, который посмотрит на «кухню» со стороны. Эффективность такой работы связана не только с профильной компетенцией эксперта, а и с его способностью делать качественный анализ независимо от того, что хотят услышать от него клиенты. Именно совместный анализ с нескольких сторон даст хороший результат. И залогом успеха такой работы также является способность собственника услышать, может быть, не ласкающую его слух оценку его бизнеса или решений.

Если вы начали серьезно думать о миссии компании, то вы уже стоите на пути очередного витка вашего бизнеса.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X