Система гарантирования вкладов: Что изменилось?

23 сентября, 11:42

1 апреля Верховная Рада приняла изменения в законы по обеспечению стабильности системы гарантирования вкладов физических лиц. Они предусматривают несколько важных новшеств на время действия военного положения.

О чем закон?

Ключевые изменения, предусматривающие закон с точки зрения финансовой стабильности:

  • гарантированная сумма для вкладов населения растет с 200 тыс. грн до 600 тыс. грн;
  • на период действия военного положения и в течение трех месяцев после его завершения введено 100% гарантирование вкладов физических лиц во всех банках;
  • Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) решает проблему долга перед правительством, возникшим после выплат по вкладам неплатежеспособных банков в 2015—2016 годах;
  • Ощадбанк становится равноправным членом отечественной системы гарантирования вкладов.

Видео дня

Что изменила война?

Законопроект готовился давно. Его целью было разрешение последствий кризиса 2014−2017 годов, когда с рынка было выведено почти сто неплатежеспособных банков. Для выплат их вкладчикам ФГВФЛ вынужден был брать ссуды у НБУ и Министерства финансов. В период между началом 2022 года и 2031 годом ФГВФЛ все еще должен был оплатить Министерству финансов более 108 млрд гривен.

Над законопроектом в течение длительного времени усердно работали представители ФГВФЛ, Министерства финансов и Национального банка при поддержке международных экспертов. Совет по финансовой стабильности в составе руководителей финансовых регуляторов еще в 2019 году поддержал концепцию, которая легла в основу законопроекта. В конце июня 2021 года Верховная Рада приняла документ в первом чтении, уже в сентябре он был готов ко второму чтению.

После начала полномасштабной войны возникла необходимость придать вкладчикам уверенность в сохранении собственных средств в трудные времена. Поэтому законопроект был дополнен, в частности, введением полного покрытия вкладов физлиц.

Исторические примеры

Государства часто вводили временное полное гарантирование вкладов в ответ на кризис для предотвращения паники вкладчиков и массового оттока депозитов. Так, соответствующие гарантии были предоставлены в Швеции в 1992 году, в Мексике — в 1993, в Турции — в 1994 и в 2000 годах, во время «азиатского» финансового кризиса в азиатских и южноамериканских странах — в 1997—1999 годах, в ряде государств от Германии до Монголии по результатам глобального финансового кризиса 2007−2008 годов. Причем полная гарантия в основном касалась не только вкладов физических лиц, но и средств всех вкладчиков. А в отдельных ситуациях речь шла также о средствах других кредиторов.

Во всех примерах после завершения кризисов эти чрезвычайные меры сворачивались и уровень гарантирования возвращался к нормальному уровню. С точки зрения международных принципов это уровень, обеспечивающий покрытие всех вкладов, но до определенной суммы. Таким образом можно предотвратить так называемый моральный риск (moral hazard) — в этом случае перевод финансовых рисков владельцев крупных депозитов на систему гарантирования вкладов.

Особенности украинского кризиса

Следует отметить, что НБУ не сомневается в устойчивости отечественной банковской системы. Ранее банки успешно прошли испытание коронакризисом и смогли получить рекордную прибыль в 2021 году. В военное положение сектор вошел ликвидным и хорошо капитализированным, украинские банки в условиях агрессии доказали возможность оперативно проводить платежи, обеспечивать работу отделений и колл-центров, подкреплять наличными банкоматы, своевременно возвращать депозиты.

Со своей стороны Национальный банк понимает текущие проблемы банков. Поэтому в начале широкомасштабного вторжения России в феврале он принял решение временно не применять санкции за нарушение требований к капиталу и ликвидности. Соответственно, НБУ не ожидает масштабного вывода банков с рынка и значительной нагрузки на ФГВФЛ. Пока такие ожидания сбываются: ликвидность и показатели адекватности капитала банковского сектора существенно превышают нормативные требования, продолжается приток депозитов, банки возвращают ссуды рефинансирования НБУ.

Что дает решение проблемы долга ФГВФЛ?

За 2014−2017 годы сразу 96 банков были признаны неплатежеспособными или ликвидировались по другим причинам. Существующие до начала кризиса в ФГВФЛ средства для своевременной выплаты вкладчикам банков-банкротов быстро закончились. Учитывая масштабы закрытия банков, Фонд вынужден был обратиться за финансированием в Министерство финансов и НБУ. В 2014—2016 годах ФГВФЛ привлек в этих структур кредитные средства на общую сумму почти 80 млрд грн под 9.99−14% годовых иже тогдашней учетной ставки НБУ).

Восстановление финансовой стабильности, минимальное количество банковских банкротств в последующие годы (только 6 банков за 2018−2021 годы), повышение эффективности реализации активов обанкротившихся банков и общее усиление институциональной способности ФГВФЛ позволили Фонду начать погашение задолженности. По состоянию на 01.04.2022 года он полностью рассчитался с НБУ, а также перечислил Министерству финансов почти 22 млрд грн. Однако долг Фонда перед правительством оставался значительно выше поступлений от банков-участников. Соответственно капитал ФГВФЛ был отрицательным. Для восстановления платежеспособности Фонда необходимо было решить проблему долга — реструктурировать его.

Зафиксированный в законе механизм реструктуризации предусматривает погашение задолженности в части номинала векселей, которыми оформлен долг перед правительством, за счет средств ФГВФЛ, а в части, соответствующей начисленным процентам, — за счет средств, взимаемых с банков, признанных неплатежеспособными в течение 2014−2017 годов, их бывших владельцев и связанных лиц, деятельность которых привела к неплатежеспособности этих учреждений.

В апреле ФГВФЛ и Министерство финансов подписали договор о реструктуризации долга в соответствии с законом. Согласно этому договору погашение основной части долга оминала векселей) рассчитано до июля 2032 года.

Поскольку проблема долга урегулирована, ФГВФЛ сможет накапливать средства и быть готовым к новым вызовам.

Еще одним важным новшеством закона является возможность управления целевым показателем ФГВФЛ. Этот показатель указывает на необходимый уровень обеспеченности системы гарантирования вкладов физических лиц для выполнения Фондом своих функций и полномочий, достаточный для покрытия ожидаемых будущих расходов Фонда с учетом возможных кризисных явлений. Он определяется как процент от суммы гарантированных ФГВФЛ средств вкладчиков. Это необходимо для минимизации потенциальных случаев обращений Фонда к государству за финансированием.

Значение целевого показателя ФГВФЛ не может быть менее 2.5% от суммы гарантированных Фондом средств вкладчиков банков-участников в пределах суммы возмещения. В случае, если минимальный уровень не достигнут, ФГВФЛ может повысить базовые ставки регулярного сбора с участников или установить специальный сбор в Фонд.

Зачем менять статус Ощадбанка?

До недавнего времени все вклады физических лиц в АО «Державний ощадний банк України» в полном объеме гарантировались напрямую государством. Это было определено законодательством Украины. Соответственно, Ощадбанк единственный не был участником системы гарантирования вкладов.

Зачем было эту ситуацию менять? Для этого было несколько веских оснований.

Такая ситуация противоречила одному из международных принципов построения систем гарантирования вкладов: все банки должны быть ее участниками. Добровольный подход к участию кредитных учреждений в такой системе приводил бы к искажениям: более стабильные банки, лучше управляющие рисками, имели стимул оставаться вне системы, чтобы не платить взносы, одновременно рисковые — наоборот захотели бы присоединяться к системе, чтобы иметь дополнительные конкурентные преимущества и защиту. В результате система включала бы в себя преимущественно более рисковые банки, что угрожало бы банкротством и упадком системы гарантирования вкладов в целом.

На практике несправедливость защиты в рамках системы вкладов в разных по стабильности банках устраняется путем введения дифференцированной (в зависимости от уровня рисков конкретного учреждения) системы взносов в фонд гарантирования вкладов. То есть более рисковый банк, который может обанкротиться с более высокой вероятностью, должен платить за защиту вкладов своих клиентов больше.

Отсюда следует вторая причина — все участники банковского рынка должны работать в одинаковых условиях, ни одно из финансовых учреждений не должно быть искусственно «равнее». Такой «более равный» банк будет иметь конкурентные преимущества и определенную нехватку мотивации для повышения эффективности работы.

Покрытие полного объема вкладов физлиц, если банк не участвует в заранее созданном Фонде гарантирования вкладов (как это было при предыдущей версии законодательства), может превратиться в прямые расходы государства на поддержку банка или выплаты его вкладчикам. Вероятно, эти расходы возникали бы именно в трудный момент кризиса, когда нагрузка на государственный бюджет будет и без того значительной. В то же время, такой статус банка также может быть препятствием для повышения эффективности управления им, поскольку ответственность и финансовые риски частично переведены на государство.

В конце концов, участие Ощадбанка в системе гарантирования вкладов отвечает обязательствам правительства и банка, объявленным в рамках Стратегии реформирования государственных банков. Эта стратегия предполагает, среди прочего, присоединение Ощадбанка к системе гарантирования вкладов и уменьшению доли государства в банковском секторе. Для этого планируется привлечь международных стратегических инвесторов, нуждающихся в прозрачности и соответствии международным стандартам.

Стоит отметить, что на период действия военного положения и 3 месяца после отмены/прекращения для вкладчиков Ощадбанка ничего не изменилось — их вклады по-прежнему гарантированы в полном объеме.

Что будет с системой гарантирования после победы?

Через три месяца после отмены военного положения положение о полном покрытии вкладов физлиц прекратит действие. Уровень покрытия Фондом будет составлять 600 тысяч гривен — втрое больше, чем до принятия закона. Такое повышение было соразмерно с инфляционным обесценением гривни с момента последнего повышения гарантированной суммы вклада. Следовательно, это логичный шаг.

Такая гарантированная сумма представляет собой определенный баланс. С одной стороны, она достаточно высока для поощрения дальнейшего вложения и сохранения средств в банках. Эти деньги будут в дальнейшем работать на экономику. В то же время владельцы крупных депозитов (свыше 600 тысяч гривен) должны сознательно выбирать банк для размещения средств, поскольку они рискуют потерять часть собственных средств в случае банкротства избранного финучреждения. Это будет заставлять вкладчиков учитывать риски банков, а значит укрепит конкурентные преимущества более качественных банков. В общем, такой подход будет способствовать финансовой стабильности.

Сегодня новый уровень покрытия позволяет гарантировать для подавляющего количества домохозяйств со средним и более низким уровнем доходов фактически всю сумму вклада.

По мере восстановления экономики и роста денежной системы гарантированная сумма вклада физического лица в дальнейшем может возрастать. Возможности этого предусмотрены в законе.

После всех предусмотренных законом шагов можно будет утверждать, что в Украине выполнены все положения Директивы по гарантированию вкладов (Directive 2014/49/EU on Deposit Guarantee Schemes) — ключевого акта ЕС в этой сфере. Отечественная система гарантирования вкладов физических лиц станет более стабильной и сбалансированной, лучше будет способствовать стабильности финансовой системы.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X