Как дизайнеру в Украине защитить свое творчество

0 комментировать
Украинская fashion-индустрия – это одна из немногих отраслей, которая сегодня развивается настолько динамично, что известные международные бренды начали заимствовать идеи украинских дизайнеров без их разрешения.

Повышенное внимание к украинской моды вызывает необходимость эффективной защиты интеллектуальной собственности (далее - ИС) в таких сферах, как одежда, обувь и аксессуары.

Внешний вид вещи, в частности, таких ее элементов "trade dress" как логотип, дизайн, цвет и название, может быть защищен в Украине свидетельством на товарный знак, патент на промышленный образец или изобретение, а также авторским правом. Украинские дизайнеры редко прибегают к комплексной защите своих произведений, отдавая предпочтение одному или нескольким способам защиты. Остановимся на наиболее распространенных из них.

Регистрация торговых марок

Зарегистрирована ТМ может охранять имя дизайнера, имя бренда, эмблему, логотип, цвет или комбинации цветов, узор и т.д. Украинские дизайнеры чаще всего регистрируют в качестве торговых марок свои имена (псевдонимы), иногда в сочетании с графическим изображением. При этом владельцем торговой марки может выступать сам дизайнер, как для торговых марок Andre Tan, Diana Dorozhkina, KARAVAY, FROLOV, Poustovit, так и юридическое лицо (компания-производитель), например, для ТМ GASSE (дизайнер Айна Гассе).

Регистрацию имени дизайнера как ТМ можно считать эффективным способом защиты бренда. Однако, мировая практика показывает случаи, когда такой инструмент защиты может сработать против самого дизайнера. Так случилось с Паоло Гуччи, главным дизайнером и внуком основателя компании Gucci, которому суд запретил использовать его фамилию для обозначения своих дизайнов после того, как он покинул семейный бизнес. Аналогичная судьба постигла и Пола Франка, который оставил Paul Frank Industries Inc. Каждая из этих компаний позаботилась, чтобы такой ценный нематериальный актив как торговая марка остался в ее собственности.

Недавно на страницах газет раздался скандал с известной в России и за ее пределами дизайнером Анастасией Швачко, более известной в fashion-индустрии как Asya Malbershtein. После неожиданного для самой Анастасии разрыва отношений с деловым партнером, ТМ Asya Malbershtein осталась в собственности юридического лица, тогда как сама Анастасия фактически потеряла бизнес и свой псевдоним.

В качестве торговой марки могут быть зарегистрированы не только название бренда, фамилия дизайнера, но и цвет или сочетание цветов. Такая практика не является распространенной для Украины, но используется известными мировыми брендами. Дело в том, что получить правовую охрану на определенный цвет и даже их комбинацию достаточно сложно. Необходимо доказать, что такой цвет ассоциируется с конкретным представителем fashion-индустрии, как голубая коробочка с Tiffany, или красная подошва для обуви с Christian Louboutin.

Зарегистрированная торговая марка является эффективным инструментом защиты от контрафакта и импорта подделок, однако она не поможет защитить целую коллекцию от плагиата. Ведь за время, отведенное законом на регистрацию ТМ, дизайнер может создать и выпустить на рынок несколько коллекций. Особенно это касается такой сферы как "fast fashion", пожалуй, самым ярким представителем которой является компания Inditex и ее бренд ZARA. Коллекции этой компании обновляются каждые две недели, что просто делает невозможным защиту каждой отдельной вещи.

Поэтому титаны моды получают правовую охрану для отдельных элементов, которые используются в каждой коллекции, как, например, торговая марка или дизайнерский принт ткани. Например, компания Hermes Int. регистрирует в качестве торговых марок названия своих самых известных сумок Birkin и Kelly, а также изображения замков для сумочек. В качестве торговых марок компании Louis Vuitton зарегистрированы известные на весь мир узоры и их элементы, изображения сумок, характерные замочки и даже вид сафьяна. Но при этом вещи именно компании Louis Vuitton подделывают больше всего в мире.

Получение патента на промышленный образец

Представители украинской фешн-индустрии не слишком озабочены защитой прав ИС на создаваемые ими модели, больше внимания уделяя защите своего бренда. С одной стороны, такая ситуация оправдана, ведь случаи плагиата украинских дизайнеров встречаются не так уж часто, чего не скажешь о мировых брендах. С другой стороны, если дизайнер создает некую уникальную модель, технологию или принт, целесообразно ее зарегистрировать как промышленный образец.

В 2016 Андрей Тищенко (более известный как Аndre Tan) разрабатывая дизайн формы украинских спортсменов для олимпийских игр в Рио, создал уникальный принт для ткани в стиле национальных цветов, который получил название "бриллиантовая Украина", и зарегистрировал рисунок принта как промышленный образец. Диана Дорожкина запатентовала как промышленный образец созданную ею оригинальную модель женского жилета с названием ''D DREAM ''. Но такие случаи являются скорее исключением.

Охрана авторских прав

Однако ни свидетельства, ни патенты не спасают дизайнеров от плагиата – самого распространенного нарушения ИС в индустрии моды. Посягательство на воплощенные в вещах дизайнерские идеи, заимствования техник и внешнего вида, а иногда и полное копирования изделия посягает на авторство их создателей. Но согласно нашему законодательству правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения, а не на идеи, методы, процессы, способы и концепции. То есть, дизайнерские техники вышивки, методы формирования выкроек, особая техника вязания и т.д., - авторским правом не охраняются, их можно только запатентовать. Авторское право в фэшн-индустрии может охранять эскизы одежды, выкройки как произведения изобразительного и прикладного искусства, однако не саму одежду, которая является утилитарным продуктом. Такая концепция доминирует в США, где одежда любого дизайна авторским правом не защищена. В Украине, чтобы защитить свои авторские права на рисунок или эскиз изделия, дизайнеру не обязательно их регистрировать, стоит позаботиться о подтверждении факта и даты их создания.

Коммерческая тайна и ноу-хау

Кроме названия и формы изделия довольно часто требуют охраны специальные техники его создания, например, нанесение узора на ткань, секреты производства. Такие техники считаются ноу-хау и охраняются коммерческой тайной. WIPO приводит в качестве примера секрета производства в индустрии моды IT-систему компании ZARA.

Учитывая динамику развития украинской fashion-индустрии, нашему государству целесообразно двигаться в направлении защиты ИС, которая уже существует в Европейском союзе. Согласно специальному акту ЕС Community Design Protection Regulation 2002, охрану в Европе могут получить как зарегистрированные, так и не зарегистрированные дизайнерские объекты. Такой способ защиты уже предложен законопроект 5699. Надеемся, что его нормы по охране промышленной собственности будут приняты в ближайшее время.

Мы в 2020 году. Как изменится Украина?

В четверг, 15 ноября, состоится финальная лекция НВ из цикла "Украина 2020. Что ждет страну".

Что можем сделать мы, чтобы Украина наконец стала успешной страной?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: