Как украинцев "избавляют" от дорогих активов

0 комментировать
В Украине ожидается очередной скачок в инвестиционной "привлекательности"

Наблюдательные советы Центрэнерго и Турбоатом назначили внеочередное общее собрание акционеров, на котором примут решение о реорганизации с публичных в частные акционерные общества. Турбоатом - на 3 октября, Центрэнерго - на 11-е.

Звучит как скучная бюрократия, но на самом деле имеет очень простые результаты. Как и очень простые причины для принятия такого решения. Хотя, конечно, о коррупции и нежелании работать над корпоративным управлением, так же как о желании саботировать приватизацию, вам никто не скажет. По крайней мере официально.

Официальное объяснение этого решения предоставил Фонд госимущества Украины (ФГИУ). В своем пресс-релизе Фонд утверждает, что запланированная юридическая реорганизация – это просто необходимость соблюдения закона Украины Об акционерных обществах. Иначе – при сохранении ими публичного статуса –указанные компании рискуют попасть под возможные санкции со стороны Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Очевидно, ФГИУ имел в виду риск санкций за отсутствие независимых директоров в составе наблюдательных советов указанных предприятий. Ведь это требование станет обязательным с начала 2018 года, одновременно с обязательством листинга на фондовой бирже.

То есть в компаниях не говорят, что нужно становиться лучше, не ищут стимулы для того, чтобы улучшать управление собственностью налогоплательщиков, а заявляют прямо противоположное. Это так, как когда ваш ребенок ходит в школу и вам на родительских собраниях говорят, что ему нужно подтянуть математику, а он, вместо этого, курит за школой во время уроков. И ваша реакция на это была бы – забрать ребенка из школы. Он и так уже много знает, а для работы дворником математика не нужна. Вот и здесь, в компаниях говорят, что они не будут создавать независимый наблюдательный совет (после истории с Нафтогазом у чиновников на это аллергия), а просто уйдут.

Кто от этого выиграет? Точно не государство. В случае, если указанные собрания акционеров состоятся и предлагаемые решения примут – как Турбоатом, так и Центрэнерго столкнутся с требованиями миноритарных акционеров об обязательном выкупе акций. А это, в целом, может стоить компаниям до 2 млрд грн. Хотя эти средства можно было бы направить на выплату дивидендов государству и другим акционерам. То есть или направить деньги в бюджет, на которые можно построить с десяток больниц, например. Или инвестировать их в модернизацию производства. То есть увеличить стоимость самих компаний, которые являются собственностью налогоплательщиков, чтобы потом больше получить во время приватизации. Но "нормальные герои всегда идут в обход".

Однако, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?! Кто может быть заинтересован в выводе акций с рынка?

Здесь могут иметь преимущества две категории. Первая – те, кто не заинтересован в приватизации, потому что сидят на потоках компаний, которые генерируют постоянный денежный поток. Поэтому они и не заинтересованы во введении независимых директоров в наблюдательный совет. А вторая – это потенциальный покупатель, который не хочет платить рыночную стоимость и иметь рыночных конкурентов на аукционе. Ему выгоднее сделать так, чтобы компании оценили не по рынку, а «независимый» эксперт провел приватизацию по конкурсу с определенными требованиями, которые можно прописать под конкретного покупателя.

Запланированное изменение юридического статуса резко снизит стоимость государственных пакетов акций в Центрэнерго и Турбоатоме, которые превышают 75%. Это будет иметь ужасные последствия для функционирования отечественного фондового рынка и подорвет перспективы прозрачной и эффективной приватизации этих активов. Особенно, если продажу государственных пакетов будущих ЧАО организуют через непрозрачные тендеры, а не через открытые аукционы. Их значительный фри-флоат (а в свободном обращении находятся 22% акций Центрэнерго и 25% акций Турбоатома) делает эти компании ведущими "голубыми фишками" фондового рынка Украины. Поэтому, делистинг этих акций существенно сузит круг инвестиционных возможностей на украинском рынке акций и, конечно, способность инвесторов диверсифицировать свои инвестиции.

Акции Центрэнерго являются наиболее ликвидными ценными бумагами в Украине. Которые обеспечивают почти 20% общего оборота на рынке акций и почти 25% индекса акций Украинской Биржи. Акции компании принадлежат широкому кругу иностранных и местных фондов, компаний и частных инвесторов. И эти инвесторы сейчас имеют выбор. Или остаться акционерами в непрозрачной частной компании (ЗАО), что будет означать отрицательную перспективу для стоимости их акций. Или голосовать на собрании акционеров против решения о реорганизации и получить право требования обязательного выкупа акций, который все же проведут по цене ниже справедливой.

И это положительный для них сценарии. Потому что вполне реально, что миноритарные акционеры Центрэнерго не смогут продать свои акции через процедуру обязательного выкупа. Компания, учитывая решение суда десятилетней давности, может сослаться на состояние технического банкротства, и таким образом избежать обязанности выплаты инвесторам. Да, да. Центрэнерго до сих пор может считаться банкротом, несмотря на миллиардные прибыли. Государственный менеджмент компании, не контролируемый независимым наблюдательным советом, не спешит исправлять эту ситуацию. Вот вам отечественная школа менеджмента во всей красе.

Конечно, есть и другой путь, о котором говорит здравый смысл, а также на который ссылаются инвесторы. Альтернативное и значительно более дешевое решение, которое позволит Центрэнерго и Турбоатому избежать санкций и будет полностью соответствовать требованиям закона. Государство, как мажоритарный акционер, должно просто привести наблюдательные советы этих компаний в соответствие с законодательством. Сделать это можно путем назначения независимых директоров. И, при этом, потребовать, чтобы компании прошли процедуру листинга хотя бы на одной фондовой бирже. Тем более, что само государство постоянно говорит, что оно заинтересовано в такой перспективе. К тому же, это и требование МВФ, и просто практика нормальных цивилизованных стран. Стран, где, конечно, нет антикоррупционных судов, но и коррупция значительно меньше.

Такая европейская практика является частью украинского законодательства и имеет целью улучшение прозрачности, очень важно перед проведением запланированной на ближайшее время приватизации. Это устранит любые конфликты между компаниями и рыночным регулятором. Это усилит их стандарты корпоративного управления и инвестиционной привлекательности. Что, в свою очередь, улучшит перспективы приватизации и дальнейшего развития фондового рынка Украины.

Хорошая фраза, правда ?! Но чего она стоит для лиц, принимающих решения в Украине – проверим очень скоро. И проверят вместе с нами это и те иностранные инвесторы, которые до сих пор остаются на украинском фондовом рынке.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: