Фокус на экспорт. Три задачи для нового правительства

4 сентября 2019, 13:50

В Украине заработает экономическая дипломатия?

В экономическом блоке правительства произошло важное пополнение. Впервые за долгие годы у нас появился министр иностранных дел, включивший поддержку экспорта в приоритеты своей работы. Наверное, четверть выступления Вадима Пристайко в Раде в день назначения была об экономической дипломатии. О том, что торговые интересы можно и нужно защищать. Что плохо быть страной, экспортирующей сырье. И нужно быть теми, кто продает за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Видео дня

Воплощение этих слов в дела способно дать украинским экспортерам, ведущим неравный бой с чужими правительствами за доступ к их рынкам, ценного союзника.

Я выделил три задачи для исполнительной власти, на которые стоит обратить внимание в сфере экономической дипломатии.

1. Наладить координацию между органами власти, вовлеченными в экономическую дипломатию. Вопросами внешней торговли в Украине занимается Министерство экономического развития, Министерство иностранных дел, Офис Президента и посольства. И взаимодействуют они между собой из рук вон плохо.

Типичная ситуация. Посольство Украины в стране Х встретилось с иностранным чиновником, переговоры с которым от имени страны ведет МЭРТ. Сообщило об этом письмом в МИД. МЭРТ об этом узнает от экспортеров, которые случайно узнали об этом в посольстве. Результат такой рассогласованности дорого стоит Украине.

Когда государство является стороной переговоров о торговых барьерах в отношении своих экспортеров, его роль критическая. Если переговоры с иностранным правительством ведет производитель, государство тоже способно принести пользу или вред.

Экспортеры свою часть работы делают исправно. И хотят, чтобы и государство делало свою. Но украинская государственная машина — как многорукий индуистский бог, который перепутал воду с вином и сильно перебрал. Рук много, каждая из них делает что-то свое, либо ничего не делает, либо конфликтует с другой рукой.

В МИДе, МЭРТе, ОП и посольствах есть профессиональные чиновники, каждый из которых по отдельности хорош и грамотен. Не хватает согласованности. Все «руки» украинского экспортного механизма должны заработать в одном направлении, под единой координацией и на одну задачу — больше экспортировать.

2. Борьба против пошлин на украинские товары и продвижение украинского экспорта должны стать задачами украинских дипломатических миссий

В мире мало стран, которые бы не ввели ограничения на украинские товары. Это и Россия с Таможенным союзом, и Евросоюз, США, Канада, Мексика, Бразилия, Египет, Турция — список длинный.

Где добрая воля посла есть, там экспортеры получают поддержку. Где послу не до того — выкручивайся, как хочешь. Центральный аппарат МИДа за редким исключением старается торговые вопросы не замечать.

Возможно, есть смысл вернуться к практике торговых атташе в посольствах Украины. Либо сформировать отдельный орган по аналогии с Бюро делегата немецкой экономики. Либо еще каким-то способом определить ответственного за представительство торговых интересов Украины на экспортных рынках.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

3. Включать в программу визитов украинских топ-чиновников вопросы внешней торговли.

Вы удивитесь, но ракеты Южмаша и КБ Южного продает не менеджер по продаже ракет. И самолеты Антонова — не специалист по сбыту самолетов. Такие товары продает президент, премьер и министры. Равно как и такнки, турбины и другие, производство которых приносит пользу стране — рабочие места, налоги, возможность развивать научную школу, престиж в конце концов.

И заметьте, никто в США не обвиняет администрацию Трампа в лоббизме за то, что они продали Украине локомотивы General Electric. И Президента Макрона никто не упрекнул, что Франция продала Украине вертолеты Airbus. Потому что все понимают — это выгодно их стране. Украина же живет в зазеркалье — у нас достижением дипломатии объявлена покупка американских локомотивов и французских вертолетов. Возможно, это позволило решить какие-то иные важные вопросы, но с точки зрения экономической дипломатии для Украины это провал, а не успех.

Что было бы успехом? Маленьким — договоренность о локализации: локомотивы покупаем американские, но с условием локализации части производства (40−50%) в Украине. Средним — покупаем локомотивы с локализацией, а взамен получаем контракт на покупку украинских товаров. Большим — договоренность об организации американской компанией производства этих локомотивов в Украине.

Блок внешнеторговых вопросов — устранение барьеров против украинской продукции и новые возможности для экспорта должны входить обязательным пунктом в повестку международных встреч первых лиц государства.

Ближайший такой повод — поднять перед партнерами из США вопрос о замене пошлины на импорт стали на квоту, о чем сейчас заговорили украинские металлурги.

Согласованность действий власти, активизация торговой составляющей в работе посольств и участие первых лиц в защите и представительстве торговых интересов Украины пойдет на пользу экономике страны и вернет частицу здравого смысла в будни украинских экспортеров.

Показать ещё новости
Радіо NV
X