Тотальная фискализация ФЛП — коррупционная модель или борьба со схемами?

6 августа 2020, 08:30

Острая дискуссия вокруг тотальной фискализации и минимизации схем по уклонению от уплаты налогов с помощью псевдоФОП продолжается уже больше года. О чем говорит статистика?

Законом № 129 предусмотрена фискализация всей 2 и 3 групп плательщиков единого налога с 2021 и этот срок приближается.

В последнее время ведущими аналитическими центрами были проведены ряд расчетов на основе экономического моделирования и полученные данные свидетельствуют о том, что условные убытки бюджета от уклонения на упрощенной системе можно оценить от 6 до 8.3 млрд грн в год. Специалистами была применена модель, которая предполагает, что настоящее деление логнормально, но существование искусственного порога приводит к тому, что те, кто превышают этот порог («нарушители») сообщают допороговые доходы, которые распределены в обратную сторону, по Вейбуллу.

Видео дня

Стоит отметить, что согласно расчетам всех крупнейших схем в Украине — по размеру эта схема (псевдоФОП) примерно на восьмом месте, после зарплат в конвертах (ориентировочные убытки бюджета от 25 до 74 млрд грн в год), серого импорта (ориентировочные убытки бюджета от 63 до 93 млрд грн в год), оффшорных схем (ориентировочные убытки бюджета от 22 до 36 млрд грн в год) и другие.

Так стоит ли начинать ковровые бомбардировки, от которых пострадают сотни тысяч настоящих ФЛП, ведущих свою деятельность «в белую», декларирующих доходы, которые платят единый налог и ЕСВ, наполняют бюджет?

В настоящее время законодательством предусмотрено, что с весны 2021 года должна быть фискализирована вся 2 и 3 группа УСН. По разным оценкам (ДРС, Министерство экономики, эксперты) стоимость приобретения и обслуживания одного классического кассового аппарата в первый год работы, с учетом приобретения, регистрации, обслуживание и т.д. — от 11 тыс. грн до 20 тыс. гривен, а программного РРО — около 7600 гривен.

Ориентировочное количество предпринимателей 2 и 3 групп плательщиков ЕН, согласно текущего законодательства должны поставить кассовый аппарат с 1 апреля 2021 — составляет по данным ГНС — 1,18 млн человек.

Соответственно можем получить ориентировочную сумму затрат предпринимателей на приобретение и эксплуатацию кассовых аппаратов в первый год работы. С предположением, что не все смогут воспользоваться программными РРО вследствие различных причин, и около 20% воспользуются классическими РРО — ориентировочные расходы предпринимателей в первый год составят от 9,77 до 11.9 млрд гривен.

Поэтому вывод очевиден — общественная польза от фискализации 2 и 3 групп упрощенной системы — отрицательная.

В то время как другие модели фискализации (фискализация рисковых плательщиков) дают значительно меньшие убытки для предпринимателей при почти тех же поступлениях в бюджеты. Фискальный эффект в альтернативных моделях превышает экономические потери. Графически выводы исследований и расчетов на рис.1:

Каково же мнение ключевых стейкхолдеров по этому вопросу?

Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики проанализировал цифры и расчеты различных специалистов и руководство Комитета пришло к выводу, что есть значительное количество предпринимателей, которые никак не смогут достичь предельных оборотов своих групп ЕП и которым фискализация не целесообразна. Председатель Комитета опубликовал проект закона на обсуждение, который содержит ряд положительных норм, направленных на либерализацию правил применения РРО и является позитивным шагом к отмене тотальной фискализации. В то же время по мнению экспертов проект потребует доработки в части увеличения количества видов деятельности, лишенных РРО и увеличения размера торговых площадей, после которого должен применяться РРО.

Условные убытки бюджета от уклонения на упрощенной системе можно оценить от 6 до 8.3 млрд грн в год

Министерство финансов Украины в настоящее время определяется с позицией и анализирует расчеты. С одной стороны заместитель министра финансов отмечает на последней онлайн-конференции, что «сегодня в объемах упрощенцев определенную долю занимают товары не совсем легального происхождения. Много контрабанды, контрафактной продукции проходят через рынки, через "упрощенцев"». С другой стороны — заместитель министра соглашается с тем, что наименьшим, которые никак не могут минимизировать налоги — РРО не нужен. Поэтому в настоящее время Минфин определяется с позицией и МСБ ждут его решения.

Самая большая коалиция бизнес ассоциаций МСБ — Украинский Совет Бизнеса, в состав которой входят 90 бизнес ассоциаций различных отраслей экономики — согласовали общую позицию относительно сферы применения РРО на основе анализа международного опыта и расчетов различных моделей. Представители МСБ убеждены, что фискализация всей 2 и 3 групп плательщиков ЕН нецелесообразна — несет существенные коррупционные риски, ухудшает условия ведения бизнеса для самых маленьких предпринимателей, дает отрицательный социальный эффект.

В то же время общая позиция ассоциаций заключается в том, что действенными методами борьбы со злоупотреблениями при продаже товаров и реализации услуг является распространение сферы действия РРО исключительно на рисковые категории плательщиков. Абсолютное большинство ассоциаций, членов УРБ, в частности представители Ассоциации налогоплательщиков Украины, Национальной организации розничной торговли, Украинской ассоциации прямых продаж, Украинской федерации индустрии безопасности, Торгово промышленной палаты, Всеукраинской таксомоторной ассоциации и другие — поддержали либеральное направление нового проекта руководства Налогового комитета и представили свои правки и предложения к проекту.

Государственная налоговая служба занимает в этом вопросе по мнению экспертов наиболее непонятную и не обоснованное позицию. ДПС предоставили отрицательное заключение на новый проект профильного Комитета ВРУ (который должен изменить тотальную фискализацию 2 и 3 групп ССО на фискализацию рисковых групп плательщиков с 2021) и продолжают поддерживать тотальную фискализацию всей 2 и 3 групп ССО, несмотря на сделанные расчеты и выводы относительно экономического ущерба такой модели.

Остается надеяться, что представители КМУ и ВРУ не будут прислушиваться к мнению службы, которая во-первых — не имеет никакого отношения к формированию государственной политики, а во-вторых — имеет существенный конфликт интересов в этом вопросе и, согласно последним опросам Info Sapiens и Transparency International — занимает первые места по уровню коррупции среди всех других служб Украины.

Какие можно сделать выводы относительно рассмотренных вопросов?

Расчеты свидетельствуют о том, что предусмотренная законодательством модель фискализации всей 2 и 3 групп плательщиков ЕН приведет к существенным потерям бизнеса, общественная польза от такой модели фискализации отрицательная.

Представляется целесообразным, с фискальной и управленческой точки зрения, рассмотреть другую модель фискализации — при которой внимание будет сосредоточено исключительно на рисковых категориях плательщиков, что позволит небольшими, но концентрированными усилиями достичь значительного фискального эффекта, выловив на первом этапе «большую рыбу». Это могут быть предприниматели, определенные например через торговые площади в соответствии с товарным ассортиментом. Проект руководства Налогового Комитета является шагом в этом направлении, важно развивать это направление, сделав дополнительные расчеты на основе которых доработать проект и регистрировать его в парламенте.

Согласно расчетам всех крупнейших схем в Украине — по размеру схема псевдоФОП примерно на восьмом месте

В то же время крайне важными сопутствующими реформами, которые необходимы для успешной работы системы регистрации расчетных операций — является институциональная реформы налоговой и таможенной службы, ликвидация налоговой милиции и других экономических подразделений в правоохранительных органах и создание единой службы по борьбе с экономическими преступлениями.

При реализации всех этих задач — фискализация рисковых категорий плательщиков с 2021 будет одним из элементов комплексной реформы, которая позволит минимизировать потери бюджета от реальных нарушителей, которые минимизируют налоги с помощью упрощенной системы, в то же время не навредить предпринимателям, которые ведут бизнес «в белую» и платят все налоги.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X