Новые правила финансового мониторинга в Украине

6 февраля 2020, 15:30

Ключевой целью, которая заложена в новом законе, является переход от количественного анализа к качественному. Что это значит?

Верховная Рада внесла изменения в законодательство относительно финансового мониторинга, но почему-то этот вопрос вызвал много дискуссий.

На самом деле, Украина более пятнадцати лет использует этот инструмент, а последние изменения — это только дальнейшая адаптация национального законодательства к обновленным рекомендациям Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Видео дня

Ключевой целью закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», принятого парламентом 6 декабря, является имплементация положений 4-й Директивы ЕС против отмывания денег и финансирования терроризма и устранение недостатков, выявленных комитетом экспертов MONEYVAL по результатам 5-го раунда взаимной оценки Украины.

Это важный шаг, поскольку эти нормы уже внедрены во всех странах — членах Европейского Союза и являются обязательными для стран нацеленных на членство. То есть адаптация законодательства в этой сфере приблизит страну к членству в ЕС.

Один из вопросов, который возникал у представителей бизнеса и граждан — как на них повлияет увеличение размера суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу? Законом действительно увеличивается этот размер со 150 тыс. грн до 400 тыс. грн, что, в свою очередь, приближает национальное законодательство с международными стандартами FATF. В соответствии со стандартами рекомендуется использовать предельный порог, эквивалентный USD/EUR 15 000.

Но ключевой целью, которая заложена в нормативном акте, является переход от количественного анализа к качественному, который предусматривает сосредоточение внимания субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) на «подозрительных операциях». То есть, с одной стороны, мониторингу подлежит меньшее количество операций, которые банки подают по признакам обязательного финансового мониторинга, а с другой — повысится качество информации именно о подозрительных финансовых операциях.

Важное в этом направлении и одновременное уменьшение количества признаков таких финансовых операций с семнадцати до четырех и изменение формулировки соответствующей нормы. С момента вступления в силу закона СПФМ будет обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций при наличии одного из этих четырех признаков. А именно:

• являются сложными финансовыми операциями;

• являются необычно большими финансовыми операциями;

• проведены необычным способом;

• не имеют очевидной экономической или законной цели.

Такая формулировка исключает узкую интерпретацию понятий и, по большому счету, будет применяться только в отношении клиентов, риск деловых отношений с которыми является высоким.

Таким образом, концентрируется внимание участников системы финансового мониторинга на самых высоких рисках, угрозах и уязвимостях.

Нормы закона, которыми увеличены штрафные санкции (еще один вопрос, повлекший дискуссии) на самом деле также связаны с адаптацией законодательства с положениями 4-й Директивы ЕС. Согласно им, за нарушение должны быть установлены максимальные штрафы для банков и финансовых учреждений в размере по крайней мере 5 млн евро или 10% от общего годового оборота, а для других лиц — не менее двойной сумму выгоды, полученной в результате нарушения, в случае, если такая выгода может быть определена, или — в других случаях — не менее 1 млн евро.

Итак, законом установлены максимальные суммы штрафов, которые могут быть применены к СПФМ. В частности для субъектов, которые являются финансовыми учреждениями — 10% общего годового оборота, но не более 7950 необлагаемых минимумов доходов граждан или 135 150 грн. Для других субъектов в размере двукратного объема полученной выгоды в результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена — 1590 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или 27 тыс. грн.

Стоит заметить, что максимальный размер штрафа будет определяться именно с позиции риск-ориентированного подхода. То есть с обязательным учетом обстоятельств, характера и продолжительности совершенного нарушения, финансового положения, убытков третьих лиц, степени ответственности и тому подобное. За одно нарушение не может быть применено более одной меры воздействия.

При этом, закон вводит процедуру применения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства. Такая процедура будет применяться к СПФМ в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее, чем через три года со дня его совершения. Более того, у субъектов появляется возможность обжалования решения о наложении штрафов, которое будет приобретать статус исполнительного документа только со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

В целом же все эти нововведения прежде всего направлены на выявление зон повышенного риска СПФМ, а не на операции рядовых граждан. Для страны в целом имплементация этих международных стандартов позволит создать прозрачный и эффективный инструмент, и выйти на новый уровень качества системы финансового мониторинга страны.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X