Финотчетность в Украине: наполовину закрыта или наполовину открыта

6 августа 2019, 09:00

Вопрос, насколько законно раскрывать финансовую отчетность предприятий, не первый год является предметом дискуссий. Только законодательство может расставить точки над «і»

Практически на уровне решения вопросов о происхождении человека или создания Вселенной в Украине идут дискуссии о целесообразности и вообще легальности открытия финансовой отчетности предприятий. В СМИ постоянно появляются разные мнения по этому поводу, проблему часто обсуждают и в профессиональных кругах. Но, в отличие от сложного выбора между теорией Дарвина и религиозными гипотезами относительно людей, на вопрос о финотчетности можно ответить проще. И в этом поможет Закон.

Видео дня

Для начала, в Украине с 2015 года гарантировано право каждому на доступ к публичной информации с учетом принципа максимальной открытости. И Закон Украины «О доступе к публичной информации» определяет процедуру доступа к этой информации. Так, она обязательно должна предоставляться или публиковаться в формате, позволяющем ее автоматизированную обработку электронными средствами, свободный и бесплатный доступ к ней. Позволяет Закон и ее дальнейшее использование в самых разных целях, в частности для научных исследований, инноваций, в бизнес-проектах, а также для осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конечно, не вся информация является публичной. В противовес ей существует информация с ограниченным доступом, которой до недавнего времени и была первичная финансовая отчетность предприятий. В частности, в статье 21 Закона Украины «О государственной статистике» говорилось, что данные из этой отчетности конфиденциальны и используются исключительно для статистических целей в сводном обезличенном виде. Эта норма не распространялась только на отчетные данные акционерных обществ, финансовых учреждений, а также государственного и коммунального секторов экономики.

И уже больше года как ситуация изменилась. 1 января 2018 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины „О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине“ по поводу усовершенствования некоторых положений» № 2164-VIII. Согласно ему, финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, не является конфиденциальной информацией и не относится к информации с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом.

Не стоит путать или подменять понятия: «открытая» информация не означает «общедоступная»

Однако не стоит путать или подменять понятия: «открытая» информация не означает «общедоступная». Сейчас финансовую отчетность компаний можно получить у них самих на основании информационного запроса о доступе к публичной информации. Отдельные компании обязаны также размещать эту информацию на своих веб-страницах. Среди них:

● предприятия, представляющие общественный интерес;

● публичные акционерные общества;

● субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке;

● добывающие предприятия;

● все крупные и средние предприятия.

Поэтому финансовая отчетность хотя и стала открытой, осталась в лучшем случае «полудоступной». Кажется, все же можно поблагодарить депутатов, которые хоть что-то сделали для улучшения ситуации? Однако это лишь на первый взгляд и вот почему.

Есть директива Европейского парламента и Совета ЕС «О годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанной отчетности определенных типов предприятий» № 2013/34/ЕС. Она обязывает Украину принять меры по гармонизации национального законодательства с законодательством ЕС и международными стандартами финансовой отчетности. Имплементация Директивы определена Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС и Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами. Даже утвержден правительственный План мероприятий по ее выполнению (постановление Кабинета Министров Украины от 25.10.2017 № 1106).

Директива предусматривает ведение специального реестра балансовых данных, в котором их можно получить по запросу. В то же время, в ней говорится о необходимости развития электронных сервисов, предоставляющих всем желающим возможность простого доступа и удобного пользования данными. Исходя из этого, необходимо было ввести «единое окно» в виде соответствующего реестра для свободного получения информации о финансовой отчетности предприятий. И это вместо того, чтобы искать ее на веб-сайтах или получать по запросам. Причем обязанность иметь сайты не предусмотрена для одного субъекта хозяйствования, а ответственность за непредоставление информации по которым является только формальной. Зато власть реализовала изменения, которые только кажутся решением вопроса, а на самом деле не соответствуют ни содержанию Директивы, ни здравому смыслу.

Доступ к финансовой отчетности компаний в настоящее время является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности экономики и улучшения инвестиционной привлекательности любой страны. Учитывая то, что по этому вопросу в Украине фактически происходит «бег на месте», улучшение тоже остается только в режиме ожидания.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X