Если участников все-таки двое. Пять правил победы в дебатах

16 апреля, 20:30
16237
Цей матеріал також доступний українською

Зачем нужны дебаты, как правильно атаковать соперника и что самое важное в выступлении

В последнее время все чаще люди задаются вопросом: а зачем вообще проводить дебаты между кем-либо. Разве сказанное можно как-то проверить? Неужели в ходе разговора нельзя просто наобещать все, что угодно, а потом забыть об этом сразу после окончания разговора? Так бывает, если зрители дебатов относятся к ним только как к шоу. К счастью, уже в современной Украине все сказанное будет припоминаться оратору слово в слово. В этом пользу сослужили такие проекты как VoxPopuli, которые проверяют, например, политиков на выполнение обещаний. 

При этом есть форма дебатов, которую довели до совершенства (или абсурда – кому как нравится) авторы таких программ, как, скажем, «К барьеру». Это не диалог, не спор, не дискуссия – это форма психологической борьбы. Кто громче и более отчаянно закидывает соперника абсурдными доводами и упреками – тот и набирает больше голосов телезрителей. Это шоу, и строится оно по своим законам. Но это не совсем дебаты. 

Настоящие же дебаты имеют несколько целей: 

- прояснить позиции каждого из оппонентов по острым и неоднозначным вопросам, волнующим слушателей;

- проверить, насколько каждый из оппонентов разбирается в обсуждаемых вопросах;

- выяснить, есть ли у участников дебатов способы и реалистичные подходы к решению актуальных для слушателей проблем. 

Но самым важным в дебатах есть убеждение зрителей в своей правоте. И это отличает дебаты, скажем, от переговоров. 

У каждого из людей, когда-либо участвовавшего в дебатах, есть свои секреты успеха. Мы в МИМ-Киев отрабатываем некоторые навыки ведения дебатов по острым вопросам, не имеющим однозначных ответов. В ходе этих упражнений мы выработали некоторые правила, которые помогают победить в публичной дискуссии.

Правило первое. Говори понятно для слушателей

Основная ошибка участника дебатов – обращаться в основном к своим сторонникам. Обычно слушатели любых дебатов состоят из нескольких групп. Заядлые сторонники - 10-20%. Это те, кого не нужно убеждать – они сами агитируют за вас и вашу позицию. Их важно не разочаровать, поддержать их активность и поблагодарить за поддержку. Еще 10-20% слушателей будут непримиримыми противниками. Что бы вы не говорили – вы только подольете масла в огонь. Как правило, если на ваших дебатах есть зрители, то некоторые из них звуками и свистом выражают свое неудовольствие противнику своего фаворита. Максимум, чего можно от них ожидать – тишины в ходе вашего выступления. 

А основная работа идет с неопределившимися. Как правило, это довольно большая группа людей, которые готовы слушать аргументы обоих участников дебатов. И именно на их языке важно говорить, их убеждать, к ним обращаться.

На этапе подготовки нужно знать острые моменты, которые волнуют слушателей. Обращение к этим болевым точкам, слова о том, что вы делали и что вы сделали, а также что будете делать для решения этих проблем, и создают реакцию «он/она знает, что нам важно». Это еще не переубеждение сомневающихся, но шаг в нужном направлении. 

Участник дебатов должен знать, какие его шаги в прошлом даже сомневающаяся аудитория поставит ему в заслугу. Это может быть что-то, что они видят каждый день, что решает какую-то их насущную проблему, что не решал никто, кроме говорящего. 

Правило второе. Верь в то, что говоришь, но не будь заносчив. 

Участник дебатов должен быть грамотным, разбирающимся, логичным (и эмоциональным), но не восприниматься заумным. Вы должны показать, что вы тоже человек, что вы допускаете ошибки, и что у вас есть силы их признавать. 

При этом, если оппонент ставит вам в упрек что-то, в чем вы не сильны – не начинайте на ходу придумывать решение. Решения на коленке – неудачные решения. Переводите слова оппонента в свою пользу через речевые связки формата «да, это как раз связано с тем, что мы делали – и вот что было мной сделано, и вот, что еще будет сделано». 

Вы также должны очень четко на протяжении всего выступления транслировать ключевые сообщения. Их не должно быть много – лучше ограничиться пятью. Но они должны быть раскрыты с помощью примеров, случаев из жизни, и закреплены якорными, цепляющими фразами-мемами. Именно их потом будут приводить в пример слушатели вашего выступления!

Правило третье. Обрати невербалику себе на пользу

Всегда помните, что вы обращаетесь к слушателям, а не к оппоненту. Ваша задача – не его переубедить, а обратить мнение сомневающихся слушателей в свою пользу. Поэтому обращайтесь к публике, поворачивайтесь к ней, смотрите на людей в зале. А если и смотрите на оппонента, то только, когда его слушаете, или когда обращаетесь с очень четкой, неубиваемой фразой, которую ему нечем будет крыть. 

Ваша речь должна быть чуть ускоренной, примерно 160-180 слов в минуту. Такой темп создает впечатление, что вы взволнованы темой выступления, эмоциональны, что обсуждаемые вопросы вам не безразличны

Скорость речи в дебатах должна отличаться от скорости обычного публичного выступления, особенно торжественного. Скорость обычного выступления, размеренная, спокойная, воспринимается на дебатах как самоуверенность. Ваша речь должна быть чуть ускоренной, примерно 160-180 слов в минуту. Такой темп создает впечатление, что вы взволнованы темой выступления, эмоциональны, что обсуждаемые вопросы вам не безразличны. 

Правило четвертое. Играй с оппонентом, а не в одиночку

Ошибкой участников дебатов на постсоветском пространстве является то, что они не слушают оппонента, а просто ждут своей очереди высказаться. Это очень просто увидеть на записи множества дебатов. Когда один оппонент заканчивает фразу, второй не держит паузу, а сразу бросается в бой с заготовленными заранее аргументами А ведь пауза – мощнейшее оружие в дебатах! Используйте ее, и вы услышите, что речь оппонента содержит массу возможностей для вашей победы в дебатах. 

Участник дебатов должен уметь делать заметки ключевых тезисов оппонента, чтобы их затем разбить. Основные мишени для атаки на доводы вашего соперника такие: 1) атака на сами аргументы; 2) опровержение примеров; 3) атака на логику рассуждений; 4) опровержение декларируемых принципов и ценностей; 5) противоречия в возможности реализации заявленных вашим оппонентом идей и предложений. 

Вы также можете забрать у своего оппонента некоторые возможные выпады в вашу сторону с помощью т.н. «подстраховки аргументов». Барак Обама в одном из своих выступлений услышал выкрик с места «срочно примите закон об иммиграции». Он ответил: «Я понимаю, что вы хотите, чтобы закон был принят. Но вы просите об этом меня! А для того, чтобы я сделал то, что вы хотите – я должен был бы нарушить закон, потому что в нашей стране законы принимаются по другой процедуре. А я уважаю законы нашей страны. Это в США вообще традиция – уважать законы. Здесь так принято». 

Правило пятое. Не делай из слушателей идиотов

Слушатели негативно настраиваются против одного из оппонентов в двух случаях. Первый – выступающий говорит на непонятном им языке. Его речь либо слишком сложная, либо избыточно упрощенная. Ваша речь должна представлять собой баланс понятности и грамотности. Второй случай – когда кто-то из оппонентов говорит фразу наподобие «только глупец может этого не понять». Помните, что ваши слова обращены не к оппоненту, а к слушателям. Именно поэтому нельзя слушать оппонента с пренебрежительной усмешкой – ведь симпатики второй стороны однозначно истолкуют это как пренебрежение к ним лично. Уважительное, при этом критичное отношение к своему оппоненту важно для перетягивания симпатий аудитории на свою сторону. 

Некоторые дебаты идут долго, иногда несколько часов. Это марафон, а не спринт. Чтобы его выдержать, нужно сделать следующие подготовительные шаги.

Дебаты начинаются со стартового тезиса. Он должен быть понятным слушателям и неудобным для вашего оппонента. Этот тезис вы должны знать наизусть. Знание начального тезиса позволяет справиться с предстартовым волнением. А когда один из оппонентов уверенно начинает – это производит впечатление сильной позиции в дебатах.

Ключевые тезисы и вызовы, предъявляемые оппоненту, должны быть готовы, записаны, и подкреплены объяснениями и примерами. Вы можете их расставить в хронологическом порядке, либо на отдельных карточках. Это поможет справиться в случае продолжительной эмоциональной дискуссии.

Вы также должны собрать информацию о том, какие вызовы будут брошены вам. При этом ответы заучивать нельзя, ведь оппонент может их сформулировать по-другому. Важно уметь переводить аргументы оппонента в свою пользу, как было сказано выше. 

На дебаты, особенно, телевизионные, нельзя приходить не выспавшимся или уставшим. Также не стоит пить кофе и кофеиносодержащие напитки – они имеют мочегонный эффект и пересушивают горло. 

И напоследок – отработайте свое эмоциональное состояние для предстоящих дебатов. Вы можете потренироваться вести дебаты со спарринг-партнером, который умеет общаться так же, как ваш оппонент. Не подбирайте себе легкого оппонента для учебных дебатов, это самообман. Используйте репетицию для того, чтобы разобрать свои реакции на острые вопросы на видеозаписи, отработайте состояние «я тоже человек, и могу ошибаться – но я всегда делаю выводы», и придумайте убойное заключение! Отличной реакцией на ваше выступление должна быть фраза сомневающихся слушателей «он, конечно, не идеален – но он знает, что делает».  


Специально для НВ Бизнес

Больше мнений – в разделе Эксперты НВ Бизнес

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал