Три шага. Как защитить бизнес от рейдерского захвата?

28 октября 2020, 15:40

Защищать бизнес от рейдерского захвата нужно до, а не после атаки. Основной «гигиенический минимум» не сложно и не дорого организовать, и сводится он к следующим простым шагам.

Шаг 1: Постройте правильную корпоративную структуру

Корпоративные права должны быть оформлены на реального владельца. Конечно, можно записать бизнес на брата, кума или друга. Но тогда нужно быть готовым и к сюрпризам, которые, к сожалению, возникают часто.

Видео дня

Если партнеров в бизнесе несколько, заключайте корпоративный договор. В отличие от брачных контрактов, эти договоры остаются недооцененными.

Если договор по каким-либо причинам заключить не получается, четко урегулируйте все вопросы в уставе. Одна из рекомендаций — предусмотрите нотариальное заверение договоров купли-продажи корпоративных прав. Лучше потратить средства на нотариуса, чем потом возвращать свое имущество из-за подделки договора об отчуждении бизнеса.

Шаг 2: Проводите регулярный мониторинг

Новые сервисы позволяют следить за состоянием корпоративных прав онлайн. Большинство из них предлагают услугу мониторинга — обо всех изменениях в реестрах вас известят посредством смс или по электронной почте.

Шаг 3: Будьте уверены в своем менеджменте

Директор и бухгалтер должны быть подконтрольными владельцу. Опять-таки, если партнеров в бизнесе несколько, лучше создать коллегиальный орган управления — так вы минимизируете риски человеческого фактора.

Предлагаемые шаги могут значительно минимизировать риски рейдерского захвата. Но застраховаться от рейдерства полностью сложно, если не невозможно.

Если бизнес все же подвергся атаке, алгоритм действий является следующим.

Действие 1: Определитесь с планом защиты

Основная ошибка большинства бизнесменов после атаки — потеря времени. Вместо совершения рациональных действий, люди в панике собирают пресс-конференции и заваливают обращениями президента, премьер-министра и генерального прокурора. Если ваш бизнес не относится к известным брендам, это вряд ли поможет.

Зато первым действием должна быть подготовка тщательного плана защиты и распределения ролей в команде. Юристы должны заниматься возвратом корпоративных прав, пиар-специалисты — коммуникациями, а владелец бизнеса — координацией усилий всех вовлеченных лиц.

Действие 2: Выберите инструменты защиты

Основным элементом антирейдерского алгоритма, в любом случае, является юридическая стратегия. Внимание следует сосредоточить на выборе инструментов: будет эффективным обращение в Антирейдерскую комиссию или в суд, или в правоохранительные органы, — зависит от каждого конкретного кейса. Миксовать эти инструменты иногда неправильно. Это связано с законодательными ограничениями, которые, например, не позволяют одновременно обращаться за защитой и в Антирейдерскую комиссию, и в суд.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Действие 3: Дозируйте PR

Будьте осторожны со СМИ и пресс-конференциями. Следует смириться с фактом, что история атаки на ваш бизнес, в большинстве случаев, будет интересна только вам. Поэтому необходимо очень тщательно взвешивать вопрос привлечения прессы и расходов, которые вы понесете на PR-поддержку.

Кроме того, лишний шум иногда может привести к тому, что после завершения рейда в интернет-пространстве останется куча негативной информации. Поэтому если вы и привлекаете СМИ к освещению вашей позиции во время рейда, позаботьтесь об отбеливании репутации после его завершения.

Действие 4: Позаботьтесь о физической защите

В этом вопросе стоит прокомментировать только одно: физическая защита — это дорого. Реально оцените свои возможности и будьте готовы к значительным затратам.

Действие 5: Защитите бизнес

Последняя, но точно не менее важная составляющая алгоритма — защита бизнеса после атаки. Иллюзия безопасности после отражения рейда не должна расслаблять, ведь от повторных проблем не застрахован никто.

Такая защита должна включать как построение правильной корпоративной структуры, так и отбеливание репутации. Как правило, после рейдерского захвата в сети Интернет остается много негативной информации о бизнесе, и с этой информацией нужно работать.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X