Энергостратегия без видения

20 февраля 2017, 14:39
Долгое ожидание ключевого национального документа касательно стратегического видения развития всего энергетического сектора Украины наконец увенчалось новым проектом

Им стал представленный Минэнергоугля проект обновленной Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Это уже пятая версия энергетической стратегии Украины за время ее независимости, в которой отсутствует долгосрочное видение и четкие приоритеты развития сектора.

Видео дня

Зачем нам нужна стратегия?

По состоянию на начало 2015 г. по информации НАК «Нафтогаз» разведанные запасы нефти составляют 137 млн т. При этом следует понимать, что для Украины ежегодные потребности в нефтепродуктах составляют около 11,5-14,5 млн тонн. Ситуация в газовом секторе выглядит лучше, поскольку разведанные запасы природного газа в Украине составляют 1,23 трлн куб. м, а по результатам 2016 г. потребление природного газа Украиной составило 30,3 млрд куб. м.

Что касается урана, то на данный момент в Украине разведано 23 месторождения с запасами руды 235 тыс. т, при этом ежегодные потребности украинских АЭС в концентрате урана составляют порядка 2,4 тыс. т. У Украины есть впечатляющие запасы угля на собственной территории и необходимые природные условия для активного развития возобновляемой энергетики. Но на данный момент украинская зависимость от импорта энергетических ресурсов является критической для национальной энергетической безопасности. Украина импортирует около 80% нефтепродуктов, 100% ядерного топлива, из которых 74% из Российской Федерации, 49% газа.

Высокая зависимость от импортируемых энергетических ресурсов приводит к выведению за пределы Украины больших финансов, тем самым оставляя внутреннюю энергетическую инфраструктуру без модернизации и повышения эффективности. Это замкнутый круг, который отсрочит проведение необходимых реформ в Украине, усиление энергетической безопасности и развития внутреннего энергетического потенциала.

Такое положение с импортом товаров при упомянутых ресурсных возможностях сложилось по разным причинам – слабая научно-техническая база для проведения разведочных работ, отсутствие должного финансирования сектора добычи, устаревшие технологии и прочее.

Но более существенная проблема заключается в отсутствии четкого видения и стратегической дорожной карты развития национального энергетического сектора. Следствием этой ситуации является то, что энергетическая отрасль не рассматривается, как целостный и эффективный механизм или система, а как отдельные отраслевые направления без согласованной и скоординированной позиции, что приводит к фрагментации системы и ее дестабилизации. Именно поэтому, нам нужна такая стратегия, которая бы могла прагматично оценить имеющийся ресурсный потенциал и, основываясь на нем, очертить ключевые маяки для дальнейшего движения “энергетического локомотива”. Прогнозируемость, стратегическая умеренность и объективная оценка возможностей вместе с лучшими мировыми практиками, взятыми международными обязательствами и мировыми трендами должны стать ключевыми принципами энергетической стратегии для Украины. А энергетическая безопасность и эффективное использование энергетических ресурсов – основой для дальнейшего развития энергетической отрасли.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Энергетика может стать точкой роста экономики

Энергетика может быть непосильной ношей или точкой роста экономики, в зависимости от того, как ею управлять. За годы независимости энергетические компании только накапливали долги, в большинстве своем управлялись неэффективно и часто были источником коррупции для различных групп влияния. Приватизация энергетических предприятий с одной стороны поможет привлечь инвестиции, модернизировать предприятия, с другой – уменьшить политическое влияние на энергетическую отрасль, минимизировать коррупцию.

В энергетической стратегии отсутствуют базовые сценарии развития экономики, необходимые для прогнозирования развития энергетики. Какой мы видим нашу страну через год, пять, десять лет? Инновационной, устойчивой или индустриальной? Это основополагающие вещи, видение и стратегия – это вектор развития, долгосрочная цель.

План развития энергетической отрасли прежде всего должен формироваться, исходя из экономической целесообразности, спроса и предложения и долгосрочного прогнозирования.

Энергетическая евроинтеграция – это часть обязательств в рамках Соглашения об ассоциации

Украина, присоединивщись к Европейскому энергетическому сообществу, подписав Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, Парижское климатическое соглашение, взяла на себя ряд обязательств. Конечно, энергетика является ключевым элементом национальной безопасности и является сугубо национальной ответственностью, но современные изменения конъюнктуры в геополитической среде и четкий евроинтеграционный курс Украины требует максимальной координации энергетической политики с международными партнерами. Энергетическая стратегия не является исключением, ведь именно она является “лакмусовой бумажкой” для международного сообщества относительно понимания подходов, избранных Украиной, на пути к выполнению взятых на себя обязательств.

Европейская комиссия остро раскритиковала проект стратегии и отметила, что в документе отсутствует четкое видение реинтеграции временно оккупированных территорий обратно в энергетическую систему Украины. Кроме того, европейцы отметили нехватку внимания по защите критической энергетической инфраструктуры и кибербезопасности, а также относительно политики перехода на рыночное ценообразование. В отраслевом разрезе ЕК отметила недостаточное внимание наращиванию потенциала возобновляемой энергетики, в частности достижению 11% до 2020 года, что предусмотрено взятыми на себя международными обязательствами, и проблематике транспортировки газа, особенно после 2019 года, когда истечет время подписанного контракта между Украиной и РФ по транзиту газа по нашей территории. Важным аспектом международных обязательств является выполнение Украиной требований по Парижскому климатическому соглашению. Предложенный вариант Энергетической стратегии абсолютно не покрывает проблематику достижения целей снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу согласно упомянутому ранее соглашению.

Что должна включать стратегия.

Стратегия, как документ, должна включать видение будущего энергетического сектора, приоритетные направления развития и целевые показатели, которые должны быть достигнуты к определенному периоду. И уже на основе определенных “маяков” для энергетики нужно разрабатывать планы, программы, создавать рабочие группы, комиссии и использовать другой инструментарий для выполнения стратегии.

Хотя Украина имеет удовлетворительное состояние обеспечения энергоресурсами, она имеет несовершенную структуру энергетического баланса и энергопотребления. Энергетическая стратегия должна представить краткосрочное и долгосрочное видение энергетического баланса Украины, без него стратегическая цена документа теряется для энергетического сектора.

Проект Стратегии делает невозможным выполнение обязательств Украины как подписанта Парижского соглашения перед мировым сообществом по сокращению выбросов парниковых газов и отказу от ископаемого топлива. Также отсутствует обеспечение экологической безопасности и отсрочка регулирования выбросов СО2. Стратегия должна четко и в полной мере отражать движение в направлении выполнения тех целей, которые определены обязательствами Украины по всем соглашениям и другим международным документам.

Следует также подчеркнуть, что Стратегия должна максимально ясно продемонстрировать приверженность Украины к минимизации импортной зависимости за счет оптимизации внутреннего потребления, мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Для Украины стратегически важным является наращивание собственной добычи различных типов топлива, диверсификация источников и путей поставок энергоресурсов и защита критически важной энергетической инфраструктуры.

Стратегия – это элемент политики, которую должен определять Парламент

Со времен независимости это уже пятая попытка Кабмина написать энергетическую стратегию, которая наконец стала бы действенной и эффективной. Энергетическая политика и безопасность являются ключевыми принципами развития экономики, национальной безопасности и устойчивого развития. Ее значение трудно переоценить. Именно поэтому Энергетическая стратегия должна обсуждаться и утверждаться Парламентом.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X