Что изменит Закон о нацбезопасности

0 комментировать

5 июля 2018 года Петр Порошенко подписал закон Украины Об основах национальной безопасности.

Многие эксперты критикуют принятый закон из-за ряда недостатков, несоответствия некоторых его статей положениям Конституции Украины и отсутствия реальных сдвигов в секторе безопасности и обороны. Особенно в части реформирования СБУ.

Очевидно, документ мог бы стать более конструктивным, если бы учитывались предложения, которые поступали от гражданского общества, в том числе от Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО). Однако даже в нынешнем виде он существенно повлияет на сектор безопасности и обороны.

Далее изложена информация о том, какие основные сферы будут реформированы в связи с подписанием Закона о нацбезопасности и какие, по мнению экспертов НАКО, требуют особого внимания народных депутатов, гражданского общества и международных партнеров.

Реформа спецслужб и общественный контроль над ними

Заключительные положения нового закона закладывают основу разработки ряда других законопроектов, которые порой даже важнее его. Уже через шесть месяцев должен быть создан отдельный парламентский комитет, который будет осуществлять демократический контроль за деятельностью спецслужб. Также в течение шести месяцев должна быть разработана новая редакция закона О Службе безопасности Украины.

Ключевой проблемой остается наличие в СБУ несвойственных функций, таких как расследование экономических преступлений и борьба с коррупцией. Это противоречит опыту стран НАТО и дублирует деятельность других органов, таких как САП или НАБУ.

В то же время одна из ключевых задач СБУ - защита государственной тайны. Этот механизм сегодня работает неэффективно. Вместо защиты интересов он скорее создает проблемы (от необоснованного ограничения права на доступ к публичной информации к чрезмерному засекречивания оборонных закупок). Законодательная база, регулирующая этот вопрос, нуждается в немедленной модернизации.

Например, Закон о национальной безопасности - не единственный документ, который затрагивает вопрос пересмотра системы защиты государственной тайны. Задача по увеличению прозрачности оборонных закупок поставлена как Президентом Украины в Стратегическом оборонном бюллетене, так и Кабмином в Стратегии реформирования системы публичных закупок.

Реформа оборонных закупок

Независимый антикоррупционный комитет по вопросам обороны (НАКО) провел исследование относительно коррупционных рисков в оборонных закупках. Для увеличения прозрачности в этой сфере с одновременным сохранением национальной безопасности нужны изменения в целый ряд нормативно-правовых актов. Речь идет в первую очередь о законе Украины О государственной тайне и закон Украины О государственном оборонном заказе.

Несмотря на многочисленные публичные заявления и даже четкие задачи со сроками исполнения в стратегических документах, сегодня украинская система оборонных закупок далека от той, что функционирует в странах НАТО.

Реформа государственного управления оборонно-промышленным комплексом

Реформа закупок и защиты государственной тайны непременно повлияет на государственное управление в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Стоит обратить внимание на Стратегию развития Оборонно-промышленного комплекса до 2028 года, утвержденной почти одновременно с Законом о нацбезопасности. Они вместе предусматривают создание центрального органа исполнительной власти, который будет осуществлять формирование и реализовывать государственную политику в ОПК. Ни один документ не раскрывает механизмов его создания.

Какой статус будет у этого органа? Какой будет процедура отбора и назначения руководства этого органа? Кому он будет подконтролен и подотчетен? Эти вопросы не могут оставаться без ответа, ведь планируется, что этот орган будет отвечать за распределения 0,5% ВВП (согласно Концепции развития сектора безопасности и обороны) и за будущее всей отрасли, в которой работают сотни предприятий и десятки тысяч работников.

Сегодня Минэкономразвития является тем органом, который готовит и обобщает предложения по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере ОПК, очевидно, что это не то же самое, что полноценное формирование и реализация государственной политики.

Подводя итоги, стоит отметить, что на повестке дня сегодня поставлена задача по разработке ряда законопроектов, которым должно быть уделено особое внимание  как общественности, так и международных партнеров, в частности это:

  • Закон о полномочиях парламентского комитета, осуществляющего парламентский надзор за спецслужбами
  • Закон о Службе безопасности Украины
  • Закон о Государственной тайне
  • Закон о Государственном оборонном заказе
  • Изменения в действующие положения о деятельности центральных органов исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в ОПК.

Подписание Закона об основах национальной безопасности - это только первый шаг, вслед за которым должна начаться сложная и рутинная работа, требующая слаженности между властью, общественностью и международными партнерами. Сложный процесс реформирования сектора безопасности и обороны во время войны дополнительно осложняется предвыборным процессом и популизмом. Общественность и международные партнеры готовы содействовать народным депутатам и Правительству в работе над указанными проектами. И готовы ли к этому чиновники?

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: