Между Джибути и Мавританией. Что не так с экономической свободой в Украине?

25 марта 2021, 15:40

Публикация Рейтинга экономических свобод — 2021 вызвала боль, разочарование и побудила к написанию этой статьи. Результаты рейтинга меня поразили: 127 место в мире и последнее в Европе, а соседство — вообще без комментариев.

Самые низкие оценки зафиксированы в показателях финансовой и инвестиционной свободы, соответственно 30 и 35 баллов из 100. Можно объяснять или критиковать несовершенство данного рейтинга, но нельзя не видеть и не реагировать на то, как и куда мы движемся.

Видео дня

Желание, чтобы страна была другой, не означает ее изменения. Лозунги не приводят к изменениям, если привычки и система остаются в основном теми же. Нужно действовать и менять, создавать новые системы и новые возможности. Необходимо понять, что мы не можем жить как раньше и делать то, что делали раньше. Нужны изменения, которых, как известно, без боли не бывает.

Государственная собственность управляется неэффективно и, как следствие, вместо прибыли приносит миллиардные убытки, а доступ к ней является источником обогащения для чиновников. Мало что изменилось и в заработках на доступе к бюджетным потокам. Более того, децентрализация порождает новые возможности для региональных чиновников и превращает их в местных князьков, которых верхи не контролируют.

Популизм и желание понравиться избирателю приводит к шараханию от формирования экономически обоснованных рыночных тарифов и зависит от конкурентных и прозрачных рынков. Существует страх и нежелание признать, что только борьба с монополиями и наличие здоровой добросовестной конкуренции может быть инструментом снижения тарифов и только субсидии могут служить социальным буфером для малообеспеченных.

Административная система власти зачастую далека от институциональной способности работать на результат, затратная и не ориентированная на сервис для людей. Надменность и вседозволенность с чувством собственного достоинства — это распространенные сегодня оценочные суждения о чиновниках. Однако власть продолжает оставаться наиболее доходным бизнесом — мало что изменилось на таможне, в судах и правоохранительной системе. Нужны изменения, и я не верю, что чиновники не знают какие, их просто надо сделать.

Возьми и сделай — это очень актуально. Кое-что делается, но этого недостаточно, и оно результата не даст. Приватизация, дерегулирование, демонополизация, реформы институтов, трансформация страны — кто об этом еще не говорит, что тут непонятного?

Раньше я утверждал, что нет четких ориентиров, какую страну и с какой экономикой мы строим. Теперь есть национальная экономическая стратегия до 2030 года, где прописана идеология рыночной экономики. Далее нужен четкий план действий для властных институтов с констатацией — кто, когда и что делает и за что отвечает.

Надо действовать, должности «хороший парень» нет, нужен результат: экономический рост, как единственный способ обеспечить богатство украинцев.

Одной из составляющих экономического роста в Украине является создание новых и развитие существующих рынков. Что является катализатором развития рынков, кроме спроса и предложения в развивающейся экономике?

Важно участие и влияние государства, и я уже не раз называл это видимой рукой рынка. Создание понятных, прозрачных и стабильных правил игры для бизнеса в целом и для отдельных рынков, в частности, — это обязанность государства. Довольно часто принципа не вмешиваться и не мешать бывает недостаточно, а становится необходимым создание дополнительных стимулов и мотиваторов для развития того или иного рынка. Например, самодостаточное развитие рынка ІТ, особенно его экспортный потенциал, состоялось не благодаря участию государства, а вопреки. А рынка альтернативной энергетики не было бы без государства и стимулов, созданных им.

Давайте используем окно возможностей, а не превратим его в длинный коридор надежды

Сегодня важно привлечь весь властный, научный и экспертный потенциал для анализа существующих рынков на предмет их возможностей для роста, определения узких мест и сдерживающих факторов. И разработать стратегии их развития. Думаю, что многие из них имеют перспективы роста, которые надо просто разблокировать, а в отдельных случаях — создать катализаторы роста. И сделать это стоит безотлагательно без проволочек, комплексно и системно. Где-то — через элементарную дерегуляцию, а где-то — через стимулы.

Без законодательных решений не сдвинуть дальше разговоров создание фондового рынка, рынка аккумулирования и хранения электроэнергии, переработки бытовых отходов, медицинского каннабиса или даже рынка такси, и других системных рынков или рынков фрилансеров.

Создание новых рынков в Украине, их развитие и структурирование происходит не так быстро, как хотелось бы. И причин для этого много. Это, конечно, происходит из-за бизнес-климата, характеристики которого не самые лучшие.

На первый план я бы вынес низкий объем рынка, его ликвидность и доходность. Если спрос и предложение создают высокую доходность при минимальных рисках, то интерес к такому рынку, как и его объем, возрастает. Отдельные рынки страдают от чрезмерных монополий и зарегулированности, например, энергетические рынки. Некоторые находятся на низком старте и, как следствие, в тени, без понятных и прозрачных правил игры.

Чтобы выжить и стать успешной страной, мы, как государство, должны измениться. Противостоять внешним и внутренним вызовам возможно только с сильной экономикой. Особенно в условиях наличия соседа-агрессора, который все время хочет уничтожить нас. Мы не можем позволить себе быть слабыми и духовно, и экономически. Военный потенциал Украины — это не только поддержка мира, дипломатическая и финансово-материальная, а и мощный внутренний экономический потенциал, который мы обязаны развивать и использовать.

Я сторонник рыночной экономики и приватизации, но сегодня государство должно сделать все, как эффективный собственник, для сохранения и восстановления ракетно-космической отрасли, авиастроения и других оборонных отраслей. Необходимо выступить модератором между современной ІТ-отраслью и имеющейся промышленностью, в том числе аграрной. Удачное и своевременное объединение двух потенциалов может стать «бомбой» для развития страны. Ресурсный, человеческий и другие потенциалы для роста в Украине — очень большие, но не хватает эффективности и власти, и бизнеса, и общества. Давайте используем окно возможностей, а не превратим его в длинный коридор надежды.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X