Набсоветы на госпредприятиях: плюс или минус

0 комментировать
10 марта 2017 года принято постановление Кабинета министров Украины, предписывающее 40 государственным предприятиям формирование Наблюдательных советов

Решение о создании Наблюдательных советов в остальных предприятиях принимает на свое усмотрение орган управления. В нашем случае это Министерство инфраструктуры. В перечень транспортных предприятий, требующих обязательного формирования Набсоветов, наряду с Международным аэропортом Борисполь, попадает также аэропорт Львов, Укрзализныця, Администрация морских портов Украины, недавно прошедшая корпоратизацию Укрпочта и прочие.

Реформа корпоративного управления государственных предприятий и акционерных обществ, акционером которых является государство, имеет стратегическую цель – изменить философию управления такими предприятиями в сторону рыночной бизнес-модели. Подобные изменения в сфере корпоративного управления продиктованы тем, что государство по своей сути – неквалифицированный управленец. То есть, как основной бенефициар, государство не имеет и не может иметь в равной степени высокой квалификации для управления разноотраслевыми предприятиями.

Создание Набсоветов на предприятиях – это нормальная мировая практика организации управления по аналогии с коммерческими акционерными обществами. Акционер не обязан быть компетентен в том бизнесе, которым владеет. Для управления своим бизнесом ему достаточно нанять профессиональных независимых управленцев и платить им достойную зарплату.

Если говорить о министерстве, как об органе исполнительной власти, то с точки зрения административного права оно должно выполнять весьма конкретные задачи по формированию отраслевой политики. К примеру, давно назрел вопрос о необходимости принятия Единой транспортной стратегии, частью которой станет стратегия развития авиации, которой мы на сегодня не имеем.

При изменении структуры корпоративного управления аэропортом Борисполь и создании Наблюдательного совета, Министерство инфраструктуры по аналогии с акционерным обществом выступит в роли акционера.

Конкретнее о функциях членов Наблюдательного совета

Согласно законодательству Набсовет формируется в составе от пяти до одиннадцати человек. Непарная цифра продиктована необходимостью соблюдения принципа "большинство – независимые члены". Соответственно, представителей государства будет на одного меньше. Кроме того, Наблюдательный совет должен формироваться с соблюдением принципа разнообразия персонального и функционального состава. Проще говоря, члены Наблюдательного совета должны иметь разные компетенции.

Перед началом конкурсного отбора членов Наблюдательного совета Министерство инфраструктуры утверждает соответствующие изменения в устав аэропорта Борисполь, предусматривающие создание и полномочия этого органа управления, а также Положение о принципах формирования Набсовета. Кроме того, орган управления обязан привлечь к конкурсу на должность членов Набсовета профессиональных консультантов по отбору персонала, чтобы обеспечить квалифицированную HR-составляющую.  

Основные функции Наблюдательного совета, как было сказано ранее, предусматриваются Уставом предприятия. Среди самых важных стоит отметить: принятие решения о размещении и выкупе Аэропортом ценных бумаг; определение кадровой политики; выбор независимого аудитора и оценщика имущества для осуществления сделок с недвижимостью; принятие решения о довольно новой форме сделок – сделок, относительно которых существует заинтересованность (согласно ст.73-1 Хозяйственного кодекса).

Кроме того, Набсовет должен будет определять форму контроля и осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Аэропорта и непосредственно Директора, утверждать финансовые планы Аэропорта, а также отчеты об их выполнении.

Для реализации вышеперечисленных задач члены Наблюдательного совета в обязательном порядке формируют комитет по вопросам аудита, комитет по вопросам назначений, а также выбирают корпоративного секретаря. Роль и функции последнего можно сравнить с должностью государственных секретарей в министерствах. Кроме того, Наблюдательный совет имеет право в случае необходимости формировать другие комитеты в рамках необходимых компетенций.

Исполнительные функции на предприятии при этом сохраняются за Генеральным директором.

Как это будет работать?

Сегодня довольно трудно предсказать, каким будет состав Наблюдательного совета, уровень профессионализма его членов. В контексте недавнего заявления Премьер-министра Украины о чрезмерном увлечении иностранными специалистами, я даже не берусь предполагать, будут ли это украинцы или европейские граждане. Процедура отбора независимых членов Наблюдательного совета проводится Комитетом по назначениям при Минэкономразвития, в состав которого входит восемь независимых негосударственных экспертов с правом совещательного голоса и девять министров.

Такая усовершенствованная процедура отбора, выведенная из Министерства инфраструктуры, уже показала свою эффективность, к примеру, во время конкурсного отбора на должность главы аэропорта Борисполь. Поэтому я имею серьезные надежды на то, что состав Наблюдательного совета будет отобран исключительно по признаку профессионализма, ведь нам предстоит много совместной работы для дальнейшего развития и роста аэропорта. Наблюдательный совет позволит выносить важные вопросы на рассмотрение и голосование коллегиального органа с целью обсуждения спорных моментов и результативного принятия решений. Будь сейчас у Борисполя действенный Набсовет, возможно, ситуация с одной известной ирландской авиакомпанией сложилась бы по-другому. 

Не могу, однако, не высказать свое мнение по поводу того, что при благом намерении передать большинство контрольных функций за деятельностью государственного предприятия Наблюдательному совету, законодатель сохранил ряд таких функций за органом управления. В частности, это касается утверждения финансового плана предприятия.

На практике из года в год при его согласовании менеджменту аэропорта необходимо проходить цепочку чиновников Мининфраструктуры, Минэкономразвития, Минфина. Естественно, разное видение документа в каждом из кабинетов создает значительные задержки и проволочки. Зачастую финансовый план утверждается только к середине года и сразу после утверждения его начинают корректировать.

При полном делегировании полномочий по рассмотрению и утверждению финансового плана предприятия Наблюдательному совету мы могли бы выиграть не только в скорости его согласования, но и в качестве полученного документа, предоставляемого на утверждение Кабинету министров Украины.

Такая инициатива Премьер-министра Украины на сегодня существует в виде законопроекта №6428, однако трудно предсказать, какой будет судьба этого документа. Впрочем, даже сам факт данной законодательной инициативы со стороны Кабмина выглядит очень прогрессивным.    

Подводя итог, хочу сказать, что добавленная стоимость от приобретения государственным предприятием Наблюдательного совета будет напрямую зависеть от качества работы Номинационного комитета по его отбору.   

 


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: