Другая сторона скандала с Трейд Коммодити

24 октября 2018, 15:00

Скандал с тем, как Трейд Коммодити продавала дизтопливо Минобороны, показал одну простую вещь – успехи в реформах часто преувеличены, а в нашу прессу попадают любые вещи без достаточной проверки фактов.

Также он показал, что реформы в госзакупках должны быть более глубокими и системными. Открытые торговые площадки хоть и являются хорошим и правильным шагом, но серьезные злоупотребления всегда таились в самих тендерных процедурах.

Видео дня

Это очень ярко видно, когда сначала организаторы системы ProZorro делали из Трейд Коммодити героев, а затем в один голос кричали "посадите их!".

Вот, например, этот скриншот:

Согласно этой информации, Трейд Коммодити, оказывается, позволила сэкономить 403 млн грн государственному бюджету! Они еще и поставщик года с наградой!

Откуда же такие цифры касательно экономии? Предполагаю, это имеет отношение к следующим отчетам Transpаrency International. Например, в отчете об успехах ProZorro организация утверждает, что Трейд Коммодити сэкономило государственному бюджету 104 млн грн:

В отчете за февраль 2017 года Transpаrency International заявляет об успешной экономии уже 130 млн грн:

Transparancy International рапортовала об успехах ProZorro, ведь является одним из разработчиков системы. Также Transparency International создала целый отдельный комитет по мониторингу системы государственных закупок в части национальной обороны. Он отреагировал на новости о деле по Трейд Коммодити следующим образом:

То есть заявить, что чиновников Трейд Коммодити нужно посадить, Transperency International поспешила практически сразу. На следующий день после ареста чиновников Трейд Коммодити, в секунду забыв о своих отчетах по экономии средств компанией!

В этот же день в прессе распространялся вот этот пресловутый график:

Этому графику поверили многие, в том числе его перепостил и я, о чем теперь жалею. Как оказалось, еще 17 октября 2017 года на пресс-конференции того же Трейд Коммодити, график не является точным. В этом признался и сам автор графика.

По словам эксперта график "съехал", как бы простая ошибка экселя. На самом же деле цены закупки близкие к рыночным на графике в момент закупок. Также господин эксперт так и не смог объяснить, откуда он брал данные о самих рыночных ценах. А сами представители Трейд Коммодити решили рассказать, как платили господину эксперту за комментарии. Можно посмотреть на это признание здесь с 32 минуты.

Возникает наверняка логичный вопрос – так были злоупотребления или нет? Честно, я не знаю до сих пор. НАБУ утверждает, что да. А господин Виталий Касько пока успешно в суде доказывает, что нет. Смотря на дело, точно можно сказать следующее – потенциальные злоупотребления практически заложены в процедуру закупок, и ProZorro здесь не поможет.

Дело в том, что выигрыш в тендере не фиксирует цену. Поэтому выигранный тендер даже не гарантирует саму поставку. Есть тысяча способов оспорить тендер, и поэтому поставщики не контрактуют топливо, пока не подпишут сам контракт. Конечно, при такой процедуре можно все-таки рискнуть, и закупив товар, ждать роста цены до подписания договора. Но вряд ли даже это тогда является нарушением, ведь товар просто поставляется по "спотовой" цене в день подписания договора.

Собственно, Трейд Коммодити выиграло 19 апреля тендер по 16,8 тыс. грн за тонну горючего, а когда наконец дошло до подписания самого контракта аж 15 июля, то попросило поднять цену к рыночным 19,6 тыс. грн. Этот рост и представили как схему и подвели под статью о нанесении ущерба государству.

Как требовал того сам Трейд Коммодити на пресс-конференции, подписание контракта по таким поставкам как топливо должно происходить день в день. И это совершенно верно. Если в день торговли по факту не фиксируется цена, то любой аукцион просто является фарсом.

Подытоживая. На примере этого скандала мы увидели, как сначала нам рапортовали об успехах системы ProZorro и выдавали награду "Поставщик года" Трейд Коммодити. Затем эти же люди в один день меняют позицию и говорят "посадите их!". А ненависть гражданского общества к этим закупкам основывалась на фейковом графике, который сделал эксперт, который, как утверждают в Трейд Коммодити, у них раньше был на зарплате.

Но главное другое – кто бы ни был виноват или не виноват, процедура закупок топлива такова, что вся ценовая конкуренция просто является фейком и имитацией. ProZorro – это очень хорошо, реально хорошо. Но все что делает система – это дает свободный доступ к тендерам. А пока в тендерах глупые процедуры, то непрозрачность будет все равно.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X