Drive Ukraine 2030: колоссы на глиняных ногах

17 июля 2018, 17:00
271
Цей матеріал також доступний українською

Национальная транспортная стратегия – не только документ, существующий для открытия новых бюджетных программ, но и ориентир для бизнеса, который позволит максимизировать свои прибыли благодаря созданию новых возможностей.

Цифровые коридоры, сверхскоростные наземные сообщения, искусственный интеллект для движения транспорта. И это не цитата из выступления Илона Маска, а видение Министерства инфраструктуры перспективных направлений развития Национальной транспортной стратегии Drive Ukraine до 2030 года. На воплощение планов Мининфраструктуры планирует расходы 60 млрд долларов США: половина финансирования – от государства, остальные – частные инвестиции. Насколько же реалистичны такие планы?

Будет ли у Правительства Украины достаточно средств для финансирования стратегии

Среди возможных источников финансирования – средства государственных предприятий. Они могут использовать средства на капитальные инвестиции и средства государственного бюджета в форме государственных инвестиционных проектов и бюджетных программ. На начало 2018 года в Украине насчитывалось 42 государственных предприятия транспорта, подчиненных Мининфраструктуры. В 2017 году эти предприятия вместе обеспечили 14,18 млрд грн капитальных инвестиций, среди которых более трех четвертей пришлись на Укрзализныцю.

Если представить, что на реализацию инфраструктурных проектов эти госпредприятия направят вдвое больше капитальных инвестиций чем в прошлом году, финансирование из госбюджета составит менее 8-9 млрд грн в год.

Для сравнения в 2017 году было предусмотрено:

  • 162,7 млн грн в пределах бюджетных программ Мининфраструктуры, в частности на поддержку судоходных шлюзов, внутренних водных путей, дноуглубительные работы, приобретение и оснащение мобильных пунктов контроля, создание центра обработки данных; и
  • 8,57 млрд грн по бюджетным программам Укравтодора, включая 0,6 млрд грн финансирования государственных инвестиционных проектов.

Итак, если гривна резко не девальвирует, а инфляция опять не взлетит до небес, планы по государственному финансированию инфраструктурных проектов могут стать реальностью только при условии увеличения объемов капитальных инвестиций вдвое. К сожалению, треть от всех государственных компаний являются убыточными и они вряд ли смогут позволить себе такую ​​роскошь.

Каковы перспективы привлечения частных инвестиций в сферу транспорта

Для уже действующих операторов инвестиционные планы обновления основных фондов будут зависеть от спроса и либерализации рынков. Новые операторы будут действовать в зависимости от инвестиционных возможностей и бизнес-климата.

Среди наиболее ожидаемых событий в сфере транспорта – участие мировых портовых операторов в проектах развития не менее трех объектов и создание промышленных мощностей для производства подвижного состава в Украине. По предварительным оценкам в течение следующих 4-6 лет объемы таких инвестиций могут достичь $1,6-2 млрд. Остальное финансирование необходимо будет привлекать на принципах государственно-частного партнерства. И здесь Украина будет конкурировать с такими странами как Бразилия, Китай, Индия и Турция, которые имеют большие рынки (численность населения 80-1380 млн человек) и занимают от 27 по 80 место в индексе глобальной конкуренции.

Поэтому реальный объем инвестиций, который мы сможем привлечь, будет напрямую зависеть от самих инвестиционных предложений и места Украины на глобальной карте конкурентоспособности.

Какие последствия будет иметь недофинансирование стратегии

Как ни странно, недофинансирование будет иметь в том числе и положительные последствия. Во-первых, должен улучшиться отбор приоритетных инвестиций: для государственных проектов – в соответствии с экономической, а частных – финансовой окупаемости. Это позволит концентрировать усилия на наиболее значимых для общества инициативах. Во-вторых, большее значение приобретут проекты, представляющие общий интерес (mutual interest) для Украины и ЕС. При таких условиях важно будет его видеть и аргументировать преимущества для каждой стороны.

И главное, стратегия является столь же действенным инструментом насколько искусно она применяются для построения отношений "правительство для бизнеса" и "бизнес для бизнеса". Итак стратегия является не только документом, который будет существовать для открытия новых бюджетных программ, но и ориентиром для бизнеса, который позволит максимизировать свои прибыли благодаря созданию новых возможностей. При других условиях, развитие транспорта будет происходить не благодаря, а вопреки стратегии Drive Ukraine 2030.

Однако, время, отведенное на реализацию намеченных стратегических целей, ограничено. Украина уже не первый год живет в ожидании частных инвестиций и, к сожалению, не все зависит исключительно от усилий Мининфраструктуры. Каждый год может стать или годом кардинального прорыва, или годом упущенных возможностей. Но можно повысить шансы на успех, сделав стратегию инструментом прозрачного управления.

Журнал НВ (№ 22)

Дело Порошенко

Экс-президенту Петру Порошенко светит сразу несколько уголовных дел. Каковы их перспективы?

Читать журнал