Логистика в Украине. Что изменила война?

29 сентября, 08:13

Трудности в экономике и снижение покупательной способности граждан влияют на продажи и, соответственно, на логистику. В этой области ожидаются ощутимые изменения.

Бизнес продолжает проводить релокацию на запад. Это означает, что в масштабах страны мы будем видеть частичное перераспределение спроса. Если в промышленно развитых юго-восточных регионах наблюдается угасание экономической активности, то на западе страны, напротив, есть всплеск и повышение интереса предпринимателей к инвестированию ресурсов. Внутренняя миграция создает предпосылки для перераспределения инфраструктурных мощностей и открывает новые возможности для будущего.

Видео дня

Спрос на фулфилмент будет расти. Любой кризис требует от бизнеса «сброса балласта»: это означает, что нужно избавляться от непрофильных видов деятельности. Иметь свою логистику становится невыгодным. Ведь это постоянные расходы, которые приходится нести независимо от объема продаж: на аренду складов, электроэнергию, коммунальные услуги и зарплаты курьеров и логистов. Если продаж мало, это становится просто неподъемным. Поэтому компании начинают поиск операторов фулфилмента и оплачивать им каждую отправку товара, чтобы их логистика стала переменными затратами. Передача логистики на аутсорс позволяет бизнесу быть более гибким при изменчивости спроса. Поэтому услуга фулфилмента становится более востребованной.

Коллаборации как способ стать более эффективным и полезным для потребителей. В логистике есть такое понятие, как «последняя миля» — это последний этап в доставке товаров от производителя к клиенту. Именно на этом пути цепочки поставок больше всего рисков. Кто поближе к клиенту, тот и выиграет. Но содержание этой «последней мили» сегодня стало более дорогим и сложным. Поэтому бизнесы создают коллаборации и партнерство. К примеру, увеличивается спрос на PUDO (pick up drop off) или мини-точки приема и выдачи посылок. То есть, это стеллаж в кофейне или магазине, куда привозят и забирают посылки. Служба доставки получает возможность доставить посылку поближе к клиенту, а кофейня или магазин — продать дополнительную чашку кофе человеку, который придет за посылкой.

Еще один пример коллаборации — это объединять грузы для того, чтобы не отправлять полупустые автомобили (LTL логистика). Это уже происходит в перевозке гуманитарки, но непременно распространится и на бизнес.

Цифровизация становится необходимостью. К сожалению, сегодня прибыль у бизнеса уменьшается, и сразу возникает вопрос снижения затрат и максимальной эффективности. Остро стоит вопрос цифровизации, чтобы контролировать ситуацию в онлайн-режиме и искать точки оптимизации. Например, когда цена на топливо выросла вдвое, то бизнес начал внимательнее контролировать, на какой заправке и каким бензином заправлялся водитель, куда он ездил и оптимальный ли его маршрут. И так происходит со всеми операционными процессами. Поэтому оцифровка бизнеса и логистических процессов выходит на первый план. И здесь пригодятся люди из IT-сферы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Большой бизнес будет поглощать более мелкий. Война — это стресс-тест для бизнеса, в результате которого слабые и мелкие бизнесы будут закрываться и распродавать свои активы. У тех, кто сильнее, есть возможность их выкупить и инвестировать в развитие. То есть для кого-то это конец бизнеса, для других — возможности для масштабирования. Причем конкуренция за эти активы пока невелика, ведь среди желающих приобрести местные украинские компании, верящие в победу и готовые покупать активы, мало компаний. Это, конечно, влияет на цену — активы распродают за довольно маленькие деньги.

Роль цены растет, но надежность важнее. Борьба за кошелек клиента еще никогда не была столь острой, потому что этот кошелек стал тоньше. И в то же время перевозчики сейчас не могут предложить низкую цену, большие скидки и программы лояльности из-за значительного роста себестоимости (рост стоимости горючего, запчастей, очереди на границах). Роль цены растет, но вместе с тем сейчас как никогда и людям, и бизнесу нужны надежные партнеры, годами подтверждающие качество своих услуг, для доставки — это скорость, доставка в гарантированные сроки, удобное обслуживание и целостность груза.

Бизнес смотрит на новые международные рынки. Понимая, что рынок сбыта в Украине уменьшается, украинские бизнесы начинают искать новые ниши и новые рынки. Они будут адаптировать свои продукты, чтобы получать клиентов за пределами страны. Эта модель cross border существенно повлияет на логистику, ведь вырастет спрос на перевозку товаров за границу.

Любой кризис — это новые возможности. Европа и мир открывают для нас двери, а Украина им может дать масштабные цифровые проекты, мощные кадры и современные стартапы, которые можно успешно масштабировать, чтобы удержаться и продолжать развивать экономику и благополучие людей.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X