Нет времени готовить. Почему рынок доставки еды быстро развивается

31 марта 2021, 09:30

Анализ успешности стартапа начинается с ответа на вопрос: «какую проблему решает этот продукт или сервис?».

У каждого из нас есть набор ежедневных и рутинных проблем, требующий системного подхода. Собственно говоря, человек вообще существо ленивое, но среди нас много старательных людей, именуемых изобретателями, предпринимателями, инженерами и визионерами.

Видео дня

Все гениальные и фундаментальные изобретения произрастали из желания решить конкретную проблему, то есть, облегчить жизнь и по возможности улучшить ее, сделать качественной. В искусстве это называется «художественным замыслом», а в предпринимательстве — следом в истории.

Изобретатель Жилетт решил проблему с быстрым и безопасным бритьем, Отис разработал лифт, чтобы человек мог подниматься на высоту не только по ступенькам. Тюринг — первопроходец того, благодаря чему вы читаете этот текст на экране своего маленького смартфона или большого лэптопа, то есть, сделал первый шаг к решению сложнейших математических задач для повседневной жизни.

В 2018 году наш фонд принял участие в запуске в Украине сервиса доставки Glovo, и на тот момент никто из нас не мог предсказать коронавирус и локдаун, с началом которых произошел взрывной рост сервиса по всему миру. Но зачем было его предсказывать, если мы и так знали о проблемах, которые решает эта компания?

Визуально эта проблема выглядит, как судочек. Унюхать ее можно на офисной кухне, но чаще она выражается во времени, которое не всегда есть в достаточном количестве, чтобы готовить еду. Согласитесь, не каждый из нас прирожденный повар, но физиологическая потребность в питании существует. Готовить еду на завтрак, офисный обед и ужин — утомительно. Это — проблема.

Если человек не желает готовить, то не нужно его заставлять. Эту обязанность следует передать профессионалу, для которого приготовление пищи — основной вид деятельности. Современное общество делегирует решение рутинных задач профессионалам. В 21 веке не обязательно быть мастером на все руки — и розетки чинить, и карбюратор перебирать, и уметь готовить все блюда на свете. Человек 21 века предпочитает саморазвитие, получение эмоций и новый полезный опыт.

Технология доставки сама по себе решает задачу функционального потребления. Для того, чтобы принять пищу в обед, находясь в офисе, вам нужно либо выйти в ближайший ресторан или кафе, либо принести заранее приготовленную еду с собой (судочек), либо открыть приложение на смартфоне и получить доступ к разнообразию. А следовательно оставить за собой только одну проблему — «чтобы такое выбрать?».

Уверен, что следующий шаг в развитии сервисов доставки еды — это система подбора блюд под ваши потребности. Искусственный интеллект единожды получив свод информации о вас (пищевые привычки, любимые блюда, наличие аллергий, диет и противопоказаний и т. д.) возьмет на себя функцию планирования вашего меню, систематизации заказов (бот будет заказывать завтрак, обед и ужин вместо вас).

Сам факт выхода на украинский рынок глобального сервиса Glovo показывает нам оптимизм. Основатели и руководители компании самостоятельно проявили заинтересованность в Украине, тем самым включив нашу страну в категории современных. Грубо говоря, мы доросли до осознания своих потребностей и понимания того, что жизнь не ограничивается работой и решением бытовых проблем.

В этом смысле мы действительно ничем не отличаемся от жителей Барселоны или Милана. И проблемы у нас общие, и решения этих проблем тоже должны быть общими.

Аналогично — у нас в инвестиционном портфеле есть сервис доставки еды из Великобритании Deliveroo, который готовится к выходу на IPO с предварительной оценкой в 8 миллиардов долларов. С финансовой точки зрения это говорит о том, что рынок состоялся.

Коронавирус и локдаун лишь подсветили актуальность логистических сервисов в сегменте B2C, которые, собственно говоря, спасли многие рестораны (особенно в Киеве) от неминуемого закрытия и сильно помогли запертым дома людям. Этот кризис укрепит и стартапы: они столкнулись с необходимостью не просто демонстрировать рост, а стать эффективными, доказать инвесторам, что их сервисы действительно нужны потребителям.

А единственное доказательство выражается в деньгах. Если потребитель готов платить за твой товар или услугу, это означает, что ты решаешь его проблему. Проблема, которую решают сервисы доставки еды — это освобождение вашего времени для самореализации. Готовить еду нужно с удовольствием, а не каждый день.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X