Почему рынок доставки только проиграет от кризиса и карантина

14 мая 2020, 12:30
Цей матеріал також доступний українською

Что будет с delivery-индустрией во время всеобщей самоизоляции, и почему компании сферы просядут так же, как и остальные.

Мировая экономика вошла в рецессию, а причиной тому стала пандемия вируса COVID-19. Мир на карантине, и это повлияло на большинство индустрий: авиакомпании терпят колоссальные убытки, кафе и рестораны массово закрываются, малый и средний бизнес оказался на грани банкротства.

Видео дня

В этой ситуации складывается ощущение, что сфера доставки стала одной из немногих, которая не ощутила экономического спада, а наоборот — только набирает обороты. Но так ли это на самом деле?

Стремительный рост

Если посмотреть на последние новости delivery-индустрии, можно сделать вывод, что кризис ей только пошел на пользу. Американский сервис доставки Grubhub заявил, что темпы добавления новых ресторанов на платформу увеличились в 4−5 раз. У Uber Eats этот показатель выше — в 10. Украинский офис нашей портфельной компании Glovo отчитался о росте спроса на доставку из аптек и супермаркетов в несколько раз. Загрузки сервисов Instacart, Walmart Grocery и Shipt в марте увеличились на 218%, 160% и 124% соответственно по сравнению с февралем.

Положение улучшается даже у тех компаний, у которых дела еще недавно шли плохо. Акции американской Blue Apron, которая доставляет продуктовые наборы и рецепты к ним, постепенно дешевеют с момента выхода на IPO в 2017 году. Но на фоне пандемии и карантина компания стала одной из немногих, чья капитализация показала рост.

Параллельно с увеличением пользовательской базы сервисы по доставке вводят новые функции. Instacart, Uber Eats, Postmates и Dominos запустили «бесконтактную» доставку — можно попросить курьера оставить заказ под дверью, чтобы не пересекаться лично. Китайские сервисы Meituan Dianping и JD.com пошли дальше и начали доставлять заказы с помощью автономных транспортных средств.

Многие компании стали расширять ассортимент своих услуг. UberEats и DoorDash запустили доставку продуктов из супермаркетов. Instacart ввел гибкую систему заказа, которая позволяет получить доставку в период нескольких дней — для тех, кто планирует покупки заранее.

Украинские компании также экспериментируют с форматами. Rozetka и АТБ запустили доставку продуктовых наборов через «Новую почту». Ресторатор Дима Борисов представил проект Borysov cooking boxes, где клиентам предлагают заказать подготовленные продукты с рецептами для приготовления ресторанных блюд.

Влияние кризиса

Все вышеперечисленные факты говорят о том, что сфера доставки переживает свои лучшие времена. Но что будет дальше?

Проведенный опрос организации AARP показал, что у более половины американцев нет сбережений на непредвиденные обстоятельства. Похожая ситуация и в Украине: 40% граждан не имеют отложенных средств на месяц карантина, а 13% хватит денег всего на несколько недель.

О чем это говорит? В течение карантина покупательская способность большинства людей существенно снизилась — и это влияет на все сферы экономики, включая доставку. Это признает, например, генеральный менеджер Glovo в Украине Дмитрий Расновский. По его словам, сейчас спрос растет, но это временное явление: рестораны продолжат закрываться, а количество курьеров станет падать из-за опасений заразиться — поэтому бизнес доставки также будет сокращаться.

Кроме этого, есть основания предполагать, что новые направления, которые сейчас открывают сервисы доставки — например, продуктов из супермаркетов — не улучшат положения компаний. В условии, когда средства потребителей ограничены, наценка за доставку продуктов станет серьезным препятствием.

Восстановление

Но есть и положительные стороны. Одна из главных особенностей сервисов по доставке — гибкость. У таких компаний доход тесно связан c расходами: чем меньше заработок — тем меньше трат. Соответственно, сервисы по доставке пассивно теряют куда меньше средств, чем другой бизнес, тот же ресторанный. Когда падает спрос, снижается и нагрузка на зарплатный фонд курьеров, а из статей расходов остается только аренда офиса и зарплаты менеджерам.

Есть и еще один важный момент. Многие заведения не переживут кризис — это печально, но факт. В то же время это касается, прежде всего, маленьких несетевых кафе — крупные «сетевики» хоть и пострадают от экономического спада, но не закроются. И это ключевой аспект для сервисов доставки. Для таких компаний действует закон Паретто: 20% заведений дают 80% выручки. Это условные цифры, но работает все примерно так. Соответственно, в течение и после карантина компании из delivery-индустрии не потеряют своих основных партнеров.

Два эти факта свидетельствуют о том, что хоть сервисы доставки и «просядут» в кризис, но одновременно с этим они имеют высокие шансы быстро восстановиться. Гибкость, понятная бизнес-модель и грамотная работа с партнерами — это те инструменты, которые помогут компаниям сферы наверстать упущенное.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X