А могли бы летать оба. Почему Британские Авиалинии уходят из Украины

20 мая, 17:00
Цей матеріал також доступний українською

Украина поторопилась завести лоукосты, проиграв все стратегические выгоды

С 4 октября в Киев прекращают полеты Британские Авиалинии. Британский флагман нацеленный в первую очередь на бизнес перевозки. Казалось бы, где зрада — дорогие перевозчики не выдержав конкуренции уходят, дешевые (как любит народ) остаются. Но это хороший кейс показывающий отсутствие стратегии в управлении Украиной.

Думаю, главными причинами ухода стали обвал цен на украинском рынке, неравные условия с другими компаниями выполняющими рейсы в Лондон и слишком дорогие слоты в аэропорту Хитроу (их можно использовать для более интересных рейсов). И теперь выходит, что Украина так торопилась ради политического рейтинга завести лоукосты, что проиграла все возможные стратегические выгоды такого без сомнения нужного Украине процесса, как привлечение лоукостов, только ради правильных фотографий с перерезанием ленточки и рапортованием в фейсбуке.

Министерству неоднократно говорили:

— разумно сначала продвигать регионы, и только потом отдавать Борисполь. Какие теперь шансы завести Ryanair в любой мелкий аэропорт на разумном расстоянии от Киева, если Борисполь дал условия, которые лучше любых региональных условий.

— правильно (и как это работает во всех умных аэропортах) разделять лоукосты и не лоукосты по разным аэропортам. Мы же игнорируя даже Жуляны сразу открыли лоукостам Борисполь.

— все те, кто заботятся про интересы государства запускают чужих перевозчиков, диктуя свои условия: во Франкфурте есть Ryanair, но на условиях аэропорта Франкфурт, в Борисполе есть Ryanair, но на условиях Ryanair.

— европейцы вкладываются в Ryanair, но серьезно скидывают цены почти до нуля или вообще дотируют только при условии завоза туристов в эти пункты. Я не слышал нигде в украинских официальных анонсах про то что Ryanair обязуется (а в случаях работы с региональными европейскими аэропортами именно обязуется) привезти определенное количество туристов во Львов или Киев, получив за это хорошие условия. Т. е. мы стратегически закладывались в импорт услуг в Украину и в экспорт капиталов.

— Ryanair в любой Италии или Франции обязуется создавать рабочие места (это одна из причин почему Ernest может летать из Италии в Украину, а Ryanair не может) и только у нас Ryanair никому ничего не обязан — рабочие места будут в Ирландии, Польше, где угодно, но только не у нас (ах да, вам обещали кол центр — он прописан в обязательных условиях как предусловие? Нет? Ай просто забыли добавить, как забыли добавить и все остальное).

И теперь про Борисполь — в результате гонки за пиаром аэропорт обвалил цены на обслуживание (с интересом посмотрим финансовые результаты 2019), при этом не получит огромных дополнительных денег от новых пассажиров — благосостояние украинцев не выросло настолько чтобы неавиационными доходами компенсировать падение авиационных (платить 30−40 евро за парковку украинцы, или 5−10 евро за кофе особенно пользующиеся Ryanair, не очень готовы).

Созданы неравные условия для давно летающих и много плативших перевозчиков (привет Британским авиалиниям, которые летают в тот же Лондон, но Ryanair получает скидки за «новый» маршрут, а британцы не получают)

Обвален рынок перевозок в центральный аэропорт и платежеспособные авиакомпании — например, британцы, просто уходят либо не увеличивают частот (куда делась вторая частота Air France?)

А всего-то нужно было реализовывать государственническую стратегию — а не стратегию понравиться фейсбуку здесь и сейчас.

Еще раз:

— нужен ли Ryanair Украине — безусловно да

— можно ли было получить от Ryanair максимум для туризма — да

— можно ли было развивать регионы — и только потом, когда лоукосты пришли во Львов, Белую Церковь, Гостомель, Одессу, заниматься Борисполем — да, но это дольше, а результат был нужен вот прямо сейчас

— кто интереснее Украине, Ryanair, вывозящий деньги из Украины в Европу, или бизнес-ориентированный British — вопрос стратегический, я думаю нужнее British+Ryanair привозящий туристов.

— что важнее ультра-дешевые тарифы на короткий период захода перевозчика и войны с уже устоявшимся здесь Виэиром либо развитие всех ниш (Ryanair в Жулянах либо Гостомеле либо Белой Церкви, МАУ с Хабом в Борисполе, British в Борисполе)? Риторический вопрос — фейсбуку, конечно, нужен хайп и возможность хоть иногда слетать за 10 евро, а государственные вопросы пусть государство решает.

Мы, вместо пусть долгого пути, но стратегически верного, выбрали простые, но очень эмоциональные решения, верные для политического рейтинга, но невыгодные для авиации.

Ну и вот будет Ryanair, но не будет British, а могли бы летать оба.

Текст опубликован с разрешения автора

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал