Долги перед государством на $100 миллионов. Что МАУ будет делать дальше?

14 января 2022, 09:42

В последнее время меня часто спрашивают о судебных спорах МАУ с государственными предприятиями и о реструктуризации задолженности.

Более того, как оказалось, сама задача реструктуризации ставилась перед бывшим адвокатом МАУ Олегом Бондарем в собеседовании на должность главы МАУ. Это довольно цинично, учитывая, что именно Олег Владимирович, обслуживая более 10 лет авиакомпанию МАУ как адвокат, является идеологом многолетней судебной тяжбы МАУ с исками к Госавиаслужбе, аэропорту «Борисполь», государственному предприятию «Украэрорух», а также к Министерству инфраструктуры, авиакомпании Ryanair, аэропорту «Львов» имени Даниила Галицкого. Список можно продолжать бесконечно. Однако честнее было бы просто признать, что компания изменила свою философию и стремится к цивилизованному диалогу с органами государственной власти относительно своего будущего. Время для такого диалога как раз наступило.

Видео дня

Итак, общая обжалуемая сумма перед государственными предприятиями динамична и составляет примерно 1,2 млрд грн в споре с «Украэрорухом», около 800 млн грн в споре с аэропортом «Борисполь» и около 600 млн грн в споре с Госавиаслужбой. В общей сложности почти $100 миллионов. Исходя из суммы задолженности, любое решение относительно дальнейшей судьбы, в том числе реструктуризации, должно быть утверждено Общим собранием акционеров МАУ.

Обслуживание обжалуемых сумм дополнительно стоит авиакомпании постоянного начисления пени и штрафов, которые тоже обжалуются. В этом смысле выражение «время — это деньги» приобретает буквальное значение. Кроме финансового бремени, данная ситуация создает также морально-нравственный дискомфорт, поскольку аэропорт " Борисполь", «Украэрорух» и Госавиаслужба являются ближайшими партнерами МАУ, а с аэропортом «Борисполь» мы еще и создаем общий конкурентный авиационный продукт — хаб. Я был на месте нынешнего главы аэропорта, прекрасно понимаю ситуацию по обе стороны, и могу констатировать, что ничего хорошего она не несет ни бизнесу частному, ни государственному.

Бизнес — это бизнес, не имеет значения, кто собственник — государство или частные собственники. Все равно необходимо строить планы, формировать стратегии, платить заработные платы работникам, налоги в бюджет и думать о дивидендах для акционеров. Ведь главной целью бизнеса является получение прибыли, а не благотворительность.

В 2014—2016 гг. мы уже проходили один этап реструктуризации задолженности МАУ. Я тогда возглавлял аэропорт «Борисполь», и мы совместно с менеджментом авиакомпании разработали план выхода из кризиса: все безусловные задолженности были уплачены авиакомпанией в соответствии с планом-графиком, условны (спорные) остались на рассмотрение судов разных инстанций и юрисдикций. Это позволило МАУ дальше развиваться, нарастить флот, а уже в 2018 году открыть дальнемагистральные рейсы. Аэропорт «Борисполь» благодаря урегулированию спорных вопросов увеличил поступления только от авиакомпании МАУ на 570% за один год (2014 год — 186 миллионов гривен; 2015 год — 1,063 млрд грн).

Возможно, поэтому вопрос реструктуризации приобрел сейчас такое значение.

Предлагаю сначала определиться, что такое реструктуризация. Это ни в коем случае не прощение долгов или их списание. Напротив. Это признание задолженности обеими сторонами. Следовательно, это вопрос восстановления доверия между сторонами.

Важные составляющие такого диалога:

1. Признание. Необходимо снова сделать упражнение по выделению спорных и бесспорных сумм. Бесспорные суммы должны быть уплачены в соответствии с утвержденным графиком с учетом определенного процента за обслуживание, подобно банковскому кредиту. Спорные должны быть вынесены за скобки и остаться в судах, ответ о справедливости и обоснованности обжалуемых сумм предоставит суд.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

2. Аудит. Государство должно получить исчерпывающие ответы на причины накопления долга: были ли на это объективные обстоятельства? Или чьи-то ошибочные или несвоевременные управленческие решения? Или вообще злоупотребление правом «не платить»? Для авиакомпании ответы на эти вопросы не менее важны, чтобы ошибки предыдущих периодов, если они будут обнаружены, не повторялись в будущем. В частности, глава наблюдательного совета МАУ во время выездного заседания Транспортного комитета Верховной Рады Украины в аэропорту «Борисполь» приводил цифру $216 млн излишне уплаченных авиакомпанией МАУ средств. Среди причин назывались — облет территории РФ в 2014—2019 годах, что влекло за собой удлинение и удорожание рейсов восточного направления; акциз на горючее в Украине, что делает его примерно на 100 евро на тонне дороже, то есть самым дорогим авиагорючим в Европе; НДС на внутренних рейсах и т. д. По принципу сообщающихся сосудов, эти средства должны быть откуда-то компенсированы. Так как компенсации не произошло, это сказалось на платежеспособности МАУ. Как результат — накопление долгов. Я был приглашен возглавить МАУ в 2019 году именно для «возвращения в зону доходности при устойчивом сбалансированном развитии сетевой модели бизнеса», что на практике означало первоочередное сокращение всех убыточных рейсов, реализованное в конце 2019 года после 5 лет их выполнения.

3. Доказательство платежеспособности. Снова приведу аналогию с банком: чтобы получить кредит, необходимо подтвердить возможность его обслуживать. В этом контексте финансовые результаты авиакомпании МАУ в 2021 году дают очень положительный сигнал. Мы не только не накопили новые задолженности, но и перешли на предоплаты. За 10 месяцев 2021 года отчиталось о положительном операционном результате около $15 млн. Достичь этого нам помогло два фактора — прекратили выполнять убыточные рейсы (в том числе за счет увеличения до 60% доли чартерных, гарантированно прибыльных рейсов против 10−12% чартерных рейсов в 2019 году); существенно сократили расходы благодаря приведению штата и флота к рыночным потребностям и пересмотру контрактов с контрагентами.

Последний, но не менее важный тезис касается моей позиции по универсальности и транспарентности мер, принимаемых государством ко всем субъектам авиационного рынка. Проблемы накопились не только у МАУ, поэтому решения по реструктуризации должны быть в равной степени применены ко всем авиакомпаниям и другим предприятиям авиационной отрасли. Это позволит нам начать диалог с государством с чистого листа, поскольку впервые за многие годы мы видим реальные шаги по улучшению этого диалога, а не пустой популизм. Не последнее место в этом процессе играет и «Большое строительство», которое добралось до многих региональных аэропортов. Поэтому я в надежде и сдержанной уверенности смотрю в будущее не только авиакомпании МАУ, но всей гражданской авиации Украины.

Показать ещё новости
Радіо NV
X