Почему Doing Business больше не выходит и что мы потеряли?

1 ноября 2021, 18:00

16 сентября Всемирный банк объявил о прекращении публикации рейтинга Doing Business.

Это стало неожиданной новостью для экспертной среды, ведь, несмотря на заявленные проблемы с рейтингами 2018 и 2020 годов и пересмотр методологии сбора данных, банк продолжал собирать информацию для рейтинга 2022 года. Правительство Украины в свою очередь уже предоставило информацию о реформах, которые должны положительно повлиять на позицию нашей страны в рейтинге.

Видео дня

Между политикой и экономикой

Рейтинг Doing Business позиционировался Всемирным банком как инструмент, который полезен прежде всего для развивающихся стран. Используя его, страны, желавшие усилить экономический рост, получали четкие инструкции по улучшению бизнес-среды. «Страны-отличники», воспользовавшись рецептом предложенным Всемирным банком, смогли значительно ускорить собственное экономическое развитие. К примеру, как Грузия.

Привлекательная методология Doing Business, порождавшая конкуренцию между странами, а также активная популяризация рейтинга в медиа, сделали его очень влиятельным. Улучшение позиции в рейтинге стало целью правительств Китая, Индии и России. Казалось, Всемирный банк достиг своей цели и наконец нашел инструмент, мотивировавший даже авторитарные страны внедрять либеральные экономические реформы. Однако вместе с увеличением политического веса рейтинга значительно увеличились стимулы к манипуляции методологией его формирования.

Геополитический контекст

Подобный скандал, недавно развернувшийся вокруг Doing Business, приведший к прекращению публикации рейтинга, уже случался с Всемирным банком. Однако на этот раз манипуляции рейтингом касались сразу нескольких стран, и, что важнее, они касались Китая. Как указывает Bloomberg, именно политические мотивы стали причиной внезапного прекращения публикации рейтинга.

Что мы потеряли?

Фактически рейтинг Doing Business был единственным инструментом для измерения качества бизнес-среды стран в мире, ведь он создавался в рамках уникального исследования. Особый статус рейтинга подтверждался тем, что фактически любой другой индекс, учитывающий составляющую качества бизнес среды, использовал данные Doing Business. При этом часто информация, полученная из рейтинга, была ключевой для оценки качества регуляторной системы страны. Так, Heritage Index of Economic Freedom использует данные Doing Business для расчета 4 компонентов индекса из 15-ти, Fraser Economic Freedom Index для 9 компонентов из 25-ти, Forbes Best Countries for Business для 2 компонентов из 15-ти, Global Competitiveness Index для 3-ех из 12-ти компонентов.

В результате этой цепной реакции Украина потеряла все возможности для общего измерения состояния регуляторной системы. То есть вместе с Doing Business, мы лишились инструментов для измерения результатов имплементации Национальной экономической стратегии 2030 и одного из наиболее часто используемых KPI в планах действий украинских правительств. Однако это лишь часть айсберга.

Влияние Doing Business на реформы в Украине

Каким бы ни был важным Doing Business для решений инвесторов, ключевая роль рейтинга на самом деле лежит в плоскости формулировки проблемы политики и измерения результатов решения. Проще говоря, сначала существование проблемы нужно подтвердить с помощью данных, а затем необходимо доказать, что реализованное решение разрешило проблему. Обычно из-за недостаточной институциональной способности государства сложности возникают в обоих случаях.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Перегруженные текущей операционной работой органы власти будут обращать внимание только на качественно сформулированные проблемы. В регуляторной политике этот вопрос часто является ключевым. Среди множества существующих регулировок есть значительное количество противоречивых мнений относительно того, насколько качественными эти регулирования являются.

Возьмем, к примеру, проблему с подключением к электросетям в Украине. Если смотреть только статистику, которую собирает НКРЭКУ по подключению к электросетям, то мы увидим, что подключение в Украине значительно быстрее заявленного в рейтинге. Однако мы знаем, что украинский бизнес уже много лет жалуется на проблемы с подключением. Рейтинг же играл роль арбитра — он оценивал скорость подключения, рассматривая информацию как от локальных экспертов, так и от государства. И, более важно, Doing Business позволял сделать международное сравнение. Именно поэтому дискуссия между бизнесом и государством быстро переходила в конструктивное русло, а не в обмен мнениями относительно качества регулирования.

Теперь перейдем ко второму вопросу: как можно оценить качество решения, направленного на проблему политики? Можно принять множество нормативно-правовых актов для решения проблемы, однако, как мы можем быть уверены, что изменения не остались на бумаге? Регуляторная политика не уникальна в этом — любое решение требует его мониторинга для оценки эффективности, однако опять же она в некотором роде является особенной. Возьмем к примеру вопросы отмены обязательного использования печатей. Закон, который должен был решить этот вопрос, был принят еще в 2017 году, но согласно рейтингу бизнес во время открытия ООО в Украине до сих пор получает печать. Как позже оказалось, дело здесь в двух вещах. Во-первых, бизнес имеет привычки и получает печать по традиции, а во-вторых, в правовом поле осталось достаточно актов, которые содержали в себе требования по использованию печатей. То есть государство на бумаге жизнь бизнеса упростило, но на самом деле оно не приложило достаточно усилий, ни для того, чтобы изменить бизнес практики, ни для того, чтобы полностью обновить законодательство. В отсутствие рейтинга мы теряем этот бесплатный инструмент мониторинга, и теперь реализация изменений по ключевым направлениям регуляторной реформы в Украине будет происходить вслепую.

Что это значит?

Прекращение публикации рейтинга лишь подчеркивает основную проблему реализации реформ в Украине — нехватку собственных инструментов для измерения эффективности внедренных политик. В случае измерения качества бизнес-среды мы можем либо внедрять реформы вслепую и надеяться, что Всемирный банк представляет новый инструмент, который заменит рейтинг Doing Business, либо взять ситуацию в свои руки и построить систему мониторинга качества регуляторной среды собственными силами. В конце концов прекращение публикации исследования Всемирного банка должно быть напоминанием о том, что именно украинские граждане и украинское государство являются ключевым стейкхолдерами экономических реформ.

Показать ещё новости
Радіо NV
X