Что даст контроль за пищевыми продуктами

0 комментировать
На этой неделе Украина имеет шанс значительно продвинуться в реализации реформы в сфере безопасности пищевых продуктов или в очередной раз провалить сроки выполнения Соглашения об ассоциации

Цена вопроса - не бюрократические обязательства, а здоровье граждан. Поскольку без введения европейской системы государственного контроля безопасности пищевых продуктов невозможно обеспечить полноценную реформу в этой сфере.

В Украине уже начали работать базовые принципы европейской системы государственного контроля безопасности пищевых продуктов. Это обеспечило принятие закона Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов (№771). Однако чтобы сделать систему контроля более приближенной к европейской и соответственно - максимально эффективной - необходимо ввести еще ряд нововведений.

Поскольку этот вопрос находится в сфере первоочередных интересов государства, бизнеса и потребителей, дискуссии над подготовкой соответствующего законопроекта продолжались несколько лет. В результате проект закона О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных (№0906 от 27.11.2014) включен в повестку дня Верховной Рады для принятия во втором чтении. Хотя в соответствии с Соглашением об ассоциации урегулировать этот вопрос Украина была обязана еще в 2016 году.

Соглашение об ассоциации и безопасность пищевых продуктов

Прежде всего стоит отметить, что разработка и принятие этого законопроекта следует из статьи 64 Нормативно-правовое приближение Главы 4 Санитарные и фитосанитарные меры Соглашения об ассоциации. В этой статье устанавливается требование, что Украина должна приблизить свое законодательство о санитарных и фитосанитарных мер с законодательством ЕС (далее - СФМ). Итак, Украина получила прямое обязательство в области СФМ - изменить существующее законодательство в этой сфере, если оно не соответствует европейским требованиям, или разработать новое.

Поэтому вместе с принятием законопроекта №0906 состоится приближение украинского законодательства к ряду требований ЕС в сфере контроля за безопасностью пищевых продуктов (Регламенты № 882/2004, № 854/2004, № 669/2009; Директива 97/78/ЕС; Решение Комиссии 2007/275).

Для выполнения этих обязательств Кабинет Министров принял соответствующее распоряжение - №228 от 24.02.2016 Об одобрении Всеобъемлющей стратегии имплементации Главы IV (Санитарные и фитосанитарные меры) раздела IV Торговля и вопросы, связанные с торговлей Соглашения об ассоциации.

Согласно этому распоряжению работа над разработкой законодательства, построенного на требованиях указанных регламентов, директив и решений должна была завершиться еще в 2016 году. Так что для своевременного выполнения обязательств, вытекающих из Соглашения об ассоциации, принятие законопроекта №0906 является крайне необходимым и важным.

Почему выгодно государству, бизнесу и потребителям?

Доработанный ко второму чтению текст законопроекта №0906 является оптимальным для построения нормальных цивилизованных отношений между властью и бизнесом. Подробнее - почему.

Во-первых, функции по организации государственного контроля окончательно объединяются в рамках одного государственного учреждения - Госпродпотребслужбы (в терминологии законопроекта - компетентного органа). На практике это означает, что проверять пищевой бизнес на соответствие требованиям пищевого законодательства сможет только должностное лицо компетентного органа. Итак, имеем устранения дублирования функций между несколькими контролирующими органами.

Во-вторых, должностное лицо компетентного органа для осуществления мероприятий государственного контроля должно получить соответствующее обучение и иметь надлежащую квалификацию. Компетентный орган действует по принципам открытости, прозрачности и планирования своей деятельности (как долгосрочного, так и ежегодного). Такие планы и бизнес, и потребитель сможет найти в свободном доступе на сайте компетентного органа. Процедурами государственного контроля охватывается вся пищевая цепь (по принципу "от поля до стола"), в том числе кормов и продуктивных животных.

В-третьих, очень важным является внедрение риск-ориентированного подхода (оценка риска должна сопровождать каждый важный шаг деятельности как компетентного органа, так и бизнеса) не только на бумаге, но и на практике. Для бизнеса внедрение указанного подхода означает, что каждый оператор рынка будет оцениваться отдельно. Те операторы рынка, которые выполняют все требования законодательства четко и без нарушений, будут проверяться компетентным органом с меньшей частотой.

В то же время все проверки должны проводиться с применением перечня вопросов, который является исчерпывающим и отмечается в соответствующей форме акта государственного контроля, который утверждается приказом Минагрополитики. Указанные перечни, как и планы государственного контроля, можно будет найти в свободном доступе на сайте компетентного органа. Это означает, что бизнес будет иметь перечни вопросов и самостоятельно контролировать свою деятельность в соответствии с установленными требованиями.

В-четвертых, для решения проблемы необоснованного отбора образцов установлен перечень оснований для такого отбора, который является исчерпывающим. Отбор образцов обязательно оформляется актом отбора образцов, в котором указываются перечень показателей, по которым должны проводиться исследования, примененный метод (методика) отбора образцов, а в случае отбора образцов на границе - также соответствующее положение закона, которое стало основанием для отбора.

Также одним из нововведений является положение, что одно и та же лицо не имеет права осуществлять аудит на мощности, на которой в течение двух лет, предшествующих аудиту, оно осуществляло аудит или инспектирование. Указанное требование должно устранить коррупционную составляющую при осуществлении государственного контроля.

Кроме того, для содействия бизнесу законопроект предусматривает случаи, когда при определенных условиях оператор рынка освобождается от ответственности или компетентный орган ограничивается вынесением предупреждения. Это возможно, если обнаруженное правонарушение является малозначительным и было устранено до завершения соответствующего мероприятия государственного контроля.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что благодаря установлению четкого механизма государственного контроля и устранения юридических препятствий для его осуществления выигрывает также и потребитель. Ведь приходя в любой магазин или кафе вы будете уверены в том, что все пищевые продукты, которые там находятся, соответствуют требованиям пищевого законодательства, а, следовательно, являются безопасными.

Поэтому судьба реформы системы государственного контроля решится в ближайшее время в парламенте. И не стоит забывать, что за ней пристально следят в ЕС, где вопросу безопасности пищевых продуктов и здоровью граждан соответственно - уделяется очень высокое внимание. И отчитываться Европейской Комиссии по выполнению Соглашения об ассоциации Украины придется в ближайшее время.

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюжетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: