Дизайн-мышление. Как вовремя понять, что ваша идея не сработает

10 апреля 2019, 20:00

Тестируем продукты, которых еще нет

Продукт - это то, что вы собираетесь выпустить или апгрейдить: мобильное приложение, расширение сети торговых точек, реструктуризация компании, новые стандарты для кассиров, рекламный флаер, кошачий наполнитель, новую мотивационную систему для сотрудников.

Видео дня

Мы все создаем и запускаем новые продукты. И это всегда риск, который выражается в деньгах, и зачастую, немаленьких. Поэтому прежде чем запускать прототип и осваивать бюджет, полезно спросить себя: а что если моя супер-классная идея, подтвержденная бизнес-аналитикой и одобренная руководством/инвесторами, не понравится конечным пользователям и не принесет прибыль?

Потребитель - единственный эксперт в своем пользовательском опыте. Но как протестировать продукт на реальном потребителе до его физического запуска? Ответ на этот вопрос подскажет дизайн-мышление.

Первый опыт дизайн-мышления был в университете Barkeley в рамках MBA программы (Design Thinking, Berkeley). И мы использовали метод дизайн-мышления для решения таких глобальных проблем как пожары в Калифорнии. Вторым этапом обучения было обучение в рамках Stanford D.School, по сути университет который первым начал обучать дизайн-мышлению в 2005. Например, нам нужно было с нуля создать инновационное решение для e-commerce компании. Всего за 4 часа пятеро незнакомых людей сделали прототип робота, который анализирует продовольственные запасы покупателя и делает для него покупки.

Курс по дизайн-мышлению D.School Stanford, Калифорния (Фото: OmniCampus)
Курс по дизайн-мышлению D.School Stanford, Калифорния / Фото: OmniCampus

Итак, в чем суть метода - как тестировать продукты, которых пока еще не существует в природе.

Недавно мы провели практикум по дизайн-мышлению. Участниками сессий стали представители компаний Rozetka, “Новая Почта” и другие игроки рынка ритейла и логистики. Перед участниками стояли практические цели. Одна из них: разработать почтомат, которым будут с удовольствием пользоваться клиенты. 

Для этого нам нужно было отвлечься от “продавливания идей” и протестировать гипотезы на реальном пользователе. Вот что мы для этого делали. 

1. Начинаем с конца

Мы представили, что уже запустили сеть почтоматов. И что конечные пользователи начали использовать их для получения посылок вместо привычных альтернатив - отделений доставки и курьеров. 

2. Создаем профиль пользователя

Назовем его Иван. Это портрет пользователя, который гипотетически будет пользоваться нашими почтоматами. Чтобы представить его себе как живого, мы делаем подробное описание Ивана: его возраст, вес, жизненные установки, историю браузера. Мы “знаем” его биографию и как он выбирает йогурт, но мы пока ничего не знаем о его отношении к почтоматам. Однако можем предположить, что он будет рад забирать свои посылки 24/7 и не общаться с курьерами. 

Но откуда мы знаем Ивана? На самом деле, он лишь один из многих. Чем больше таких портретов, тем более точным будет результат. 

3. Путь Ивана к продукту

В нашем случае - к почтомату. Вот он проснулся с утра, пошел в офис, заказал посылку. Это путь от начала дня до момента, в котором он нажимает на кнопку “закройте ячейку” - то есть до момента получения пользовательского опыта. 

Скрайбер - это визуальный синхронный переводчик, который переводит весь процесс сессии (Фото: OmniCampus)
Скрайбер - это визуальный синхронный переводчик, который переводит весь процесс сессии / Фото: OmniCampus

4. Что может пойти не так?

Формулируем первую гипотезу. В случае с Иваном и его первым опытом использования почтомата все испортить может интерфейс. Если он слишком сложный и заставляет напрягаться, Иван может не понять своей выгоды пользоваться почтоматом: потому что общение с курьерами тоже напрягает.

Тогда каким должен быть интерфейс для вот этого конкретного Ивана? 

Гипотеза: интерфейс должен быть простым, как Tinder

5. Создаем первый прототип 

На трех стикерах мы нарисовали экраны интерфейса, которые планируем потестить. Прототип готов. Все выглядит и работает замечательно, велико искушение сразу отправить в продакшн и идти всей командой пить Prosecco. Но праздновать рано - нам нужно подтвердить гипотезу.

6. Выйти в поле

В округе мы нашли человека, похожего на нашего Ивана. Удивительно, но даже рост совпал, как и работа, и даже марка автомобиля (про историю в браузере не уточняли). Ничего не объясняя, мы попросили его протестировать наш интерфейс (реализованный на трех стикерах). И сразу расстроились.

Обратная связь от Ивана: “Слишком простой интерфейс - не внушает доверия. Получение посылки - серьезная процедура, поэтому я хочу видеть серьезный процесс”, - говорит наш пользователь.

На вопрос, откажется ли он от классного продукта, потому что у него несерьезный интерфейс, Иван ответил: “Конечно!”. Выходит, упрощая интерфейс, мы немного перестарались.

И что дальше?

Подтвердилась ли наша гипотеза? - Нет.

Ожидали ли мы такой обратной связи? - Точно нет.

Можем ли мы опираться на один живой пользовательский опыт в разработке продукта? - Тоже нет. 

Тогда зачем это все? - Чтобы сделать еще один прототип и протестировать его на 50 других пользователях. Или на сотне. Минимально таких пользователей должно быть пять, но чем больше - тем лучше.

Цена тестирования - пачка стикеров, фломастеры и день работы в поле продуктовой команды. Цена запуска продукта на основании непроверенной гипотезы может измеряться десятками и сотнями тысяч долларов, провалом компании и потерей доверия со стороны партнеров, инвесторов, а главное, потребителя.

Цена такого тестирования - пачка стикеров, фломастеры и день работы в поле продуктовой команды. Цена запуска продукта на основании непроверенной гипотезы может измеряться десятками и сотнями тысяч долларов, провалом компании и потерей доверия со стороны партнеров, инвесторов, а главное, потребителя.

Но не рискуем ли мы заиграться в вечное тестирование, так никогда и не запустив продукт? Нет. Мы усложняем каждый последующий прототип, постепенно, итерация за итерацией, кристаллизуя его. В какой-то момент прототип становится продуктом, который мы и запустим на рынок, минимизировав риски.

Сила Дизайн-мышления

Провести такую демо-сессию вы сможете самостоятельно по очерченному нами плану. Но самой сессии недостаточно для достижения лучшего результата. Важно научиться трансформировать отдельных исполнителей в команду, которая выберет лучший из возможных вариантов. 

Показать ещё новости
Радіо НВ
X