Десять нововведений Кодекса о банкротстве: "зрада" или "перемога"

2 мая 2019, 15:00

Что принесет новое законодательство о банкротстве кредиторам и заемщикам

20 апреля в "Голосе Украины" опубликован Кодекс Украины из процедур банкротства, который должен быть введен в действие с 21 октября 2019 года. Сделав анализ содержания Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" и нового Кодекса, мы видим существенные различия в двух законодательных актах.

Видео дня

Это во-первых, в задекларированной системе продажи активов должника через электронные аукционные площадки. Как его урегулирует Министерство юстиции Украины, пока неизвестно. Если оценить результаты торгов продажи имущества на СЕТАМ и Прозоро, то будущий интерес для коллекторских, факторинговых и юридических фирм очевиден.

Во-вторых, это вопрос банкротства физических лиц, что является наиболее ярким ноу-хау кодекса. Хотя согласно старой версии исполнительное производство также давало возможности погасить долги по решению суда в принудительном порядке через продажу имущества физического лица.

Также при анализе Кодекса мы замечаем существенные пробелы. Задолженности украинских домохозяйств по договорам ипотеки, как правило, имеются только в одном финансовом учреждении, то есть конкуренции кредиторов как таковой нет. Поэтому уместным было бы дополнить кодекс разделением на категории задолженности, а именно: при наличии долга в одном финансовом учреждении конкурсный процесс на имущественные активы должника не производится. Для такой категории задолженности достаточно исполнительного производства для взимания и списания долга с целью удовлетворения требований кредитора.

В первую очередь механизм очистки из-за банкротства физического лица будет интересен состоятельным гражданам и бизнесменам, которые предоставляли свои личные поручительства. Для рядовых граждан это довольно сложный юридический механизм и недешевый в исполнении

В первую очередь механизм очистки из-за банкротства физического лица будет интересен состоятельным гражданам и бизнесменам, которые предоставляли свои личные поручительства. Для рядовых граждан это довольно сложный юридический механизм и недешевый в исполнении. Поскольку юридическое сопровождение дела и вознаграждение арбитражному управляющему происходит за счет должника. Дополнительно возникают сложности с территориальным размещением хозяйственных судов, получивших монополию на рассмотрение дел по вопросам банкротства – они находятся только в областных центрах.

К тому же предусматриваются существенные ограничения как следствие такого освобождения, в частности: осложнит в течение 5 лет брать новые займы и кредиты, заключать договоры поручительства; заниматься определенными видами профессиональной деятельности, так как на протяжении 3-х лет должник не может считаться таковым, у которого безупречная деловая репутация.

Дополнительные ограничения касается возможного запрета выезжать должнику за пределы Украины, что является достаточно противоречивым. Если для гражданина выезд за границу является источником или инструментом получения средств к существованию, что делать в таком случае? Сам подал на банкротство да еще и потерял возможность содержать себя и семью.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Из плюсов – это у неплатежеспособного заемщика появилась наконец возможность решить вопрос с долгами под ноль – «я вам все прощаю». В соответствии с Кодексом он подает на банкротство и имеет дело только с судом и арбитражным управляющим. Таким образом, освобождается от общения с кредиторами и коллекторами.

Жаль, что статус арбитражного управляющего в соответствии с новым Кодексом не изменился в пользу кредиторов и остается под контролем в первую очередь Министерства юстиции и будущей саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Скорее всего, мы еще услышим о скандалах за власть в такой саморегулируемой организации, когда произойдет без отдельного качественного нормативно-правового акта ее узурпация.

С октября 2000 года по ноябрь 2011 года полномочия государственного органа по вопросам банкротства осуществляло Министерство экономики Украины, что является более целесообразным для защиты имущественных интересов кредиторов и рассмотрения причинно-следственных связей. Так как реализация государственной политики по вопросам банкротства – это должно быть компетентностью профильного министерства. А с 2011 года уже Министерство юстиции получило полномочия государственного органа по вопросам банкротства. Монополия хозяйственных судов в дела банкротства физических лиц подтверждает первичность экономической составляющей.

Минюст как центральный орган исполнительной власти по своему содержанию ответственен не за экономическое развитие страны, поэтому принятие Кодекса никак не повлияет на подход к банкротству.

И это понятно, банкротство – это чисто экономическая проблема, которая неразрывно связана с вопросом собственности и права собственности, и вовсе не юридическое. Произошла подмена проблематики верховенства права и экономического содержания. Минюст – орган, ответственный за реализацию государственной правовой политики, а не экономической.

Минюст сейчас организует работу арбитражных управляющих исключительно с правовой позиции, а не максимизации экономической и финансовой выгоды кредиторов путем возможного вывода из банкротства, восстановления платежеспособности должника, разработки плана реструктуризации долгов должника и др. с целью удовлетворения требований кредиторов. Для этого нужен профессиональный экономический подход. Решение проблем банкротства должно начинаться с экономической платформы, а юридическая поддержка в этом является вторичной и исключительно технической.

Арбитражный управляющий в вопросах банкротства должен понять причины его, быть антикризисным менеджером и максимизировать выгоды кредиторов, а не только юридически верно составлять протоколы собраний и выполнять другие регламентированные процедуры.

Довольно странно выглядит также следующий момент: все кому не лень спешат объявить, что Кодекс улучшит позиции Украины в рейтинге Doing Business. Однако пока Кодекс не станет эффективным инструментом защиты кредиторов, то есть прокредиторским, и инвесторы этого не увидят на действенных примерах, то все усилия будут напрасны. Украина за последние пять лет существенно поднялась в рейтинге, однако инвестиционного бума мы не наблюдаем. Декларация и выполнения разные по смыслу понятия. Итак, Кодекс остается в своей основе на стороне заемщика, хотя сдвиг в пользу кредиторов присутствует.

Итак, важные новеллы нового закона

1. возможность банкротства физических лиц, но не чаще чем раз в 5 лет.

2. дела о банкротстве физических лиц будут рассматривать хозяйственные суды, причем обязательно с участием арбитражного управляющего.

3. будут доступны две процедуры – судебная и досудебная.

4. в суде можно будет договориться о реструктуризации или удовлетворить требования кредитора.

5. не подлежат реструктуризации и списанию долгов по кредитам, взятым должником на отдых, развлечения, покупку предметов роскоши, а также долги, появившиеся из-за участия в азартных играх и пари.

6. продажа активов банкрота через электронные аукционные площадки.

7. сокращение сроков процедуры банкротства.

8. отмена моратория на взыскание недвижимости у заемщиков, которые не выполнили обязательства по ипотечным кредитам в валюте.

9. допускается механизм реструктуризации валютной ипотеки в течение 5-15 лет в зависимости от параметров кредита для тех, кто взял кредиты на жилье, которое является единственным жильем.

10. невозможно для погашения долга отобрать единственное жилье должника, если это квартира в 60 м2 или частный дом до 120 м2.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений – в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X