Как госбюджет на 2021 год может помешать кредитованию

22 сентября 2020, 14:00

Слишком большой дефицит бюджета и долговые аппетиты правительства могут остановить удешевление кредитов и даже развернуть движение процентных ставок в другую сторону.

Восстановление экономики после 2020 года, несомненно, нуждается в сохранении умеренных дефицитов государственного бюджета. Однако именно умеренных. Слишком большой дефицит будет вызывать недоверие инвесторов и бизнеса в фискальной устойчивости и способности Национального банка поддерживать макрофинансовую стабильность. «Рисованные» параметры, а соответственно и нереалистичные статьи доходов, могут дорого стоить экономике.

Видео дня

Что не так с проектом госбюджета-2021

Проект государственного бюджета Украины на 2021 год дает немало поводов беспокоиться о восстановлении экономики. Достаточно лишь вспомнить ключевые.

Во-первых, величина бюджетного дефицита на уровне 6% ВВП выходит за пределы ожиданий макрофинансовой стабильности. Долгосрочные макроэкономические ожидания формировались из предположения об одноразовом характере значительного дефицита 2020 года. Поэтому для бизнеса и инвесторов озвученные параметры дефицита — негативный сигнал.

Во-вторых, собственно структура финансирования дефицита вызывает большие сомнения. Это касается прежде всего внутреннего финансирования за счет выпуска ОВГЗ. Правительство планирует увеличить объемы выпуска нового внутреннего долга почти в полтора раза, до 549 млрд грн. Для сравнения: план этого года — 378 млрд грн, а фактическое его выполнение за 8 месяцев — только 208 млрд грн.

К сожалению, малореалистичные показатели бюджета — это не только головная боль правительства. Из-за них может пострадать и бизнес, от которого ожидают слишком «щедрых» перечислений в бюджет, и граждане, на которых будет возложен дополнительный инфляционный налог. Риски для экономики возрастут, а вместе с ними вырастет и плата за риск, сделает кредиты дороже и менее доступными.

Как госбюджет повлияет на кредитование

Принятие проекта бюджета в предложенной редакции затормозит возобновление процесса кредитования. Основная причина — эффект вытеснения. Непомерные долговые аппетиты правительства неизбежно приведут к повышению ставок и будут отвлекать внимание банков от кредитования реального сектора экономики.

Проект государственного бюджета Украины на 2021 год дает немало поводов беспокоиться о восстановлении экономики.

При условии, что из 549 млрд грн банковская система приобретет 80% (оптимистический сценарий, учитывая низкую вероятность масштабного прихода нерезидентов), при существующих количественных оценках эффекта вытеснения для таких стран, как Украина, достоверное уменьшение объемов кредитования может достичь 176 млрд грн по сравнению с тем, которое могло бы быть. И даже если оценивать на чистой основе (выпуск за минусом плановых погашений), то объемы уменьшения объемов кредитования можно ожидать на сумму более 66 млрд грн по сравнению с тем, если бы аппетиты к финансированию дефицита были бы поскромнее.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Общую картину дополняет еще несколько интересных фактов. Плановый объем внутренних привлечений правительства в 2021 году превышает текущий объем ОВГЗ на балансах банков почти в 1,3 раза. Если оценивать на чистой основе, то прирост ОВГЗ должен равняться почти половине уже имеющейся суммы.

Поэтому, учитывая имеющиеся объемы кредитования реального сектора (780 млрд грн) и сектора домохозяйств (221,2 млрд грн), уменьшение объемов вложений от 66 до 176 млрд грн нанесет значительный ущерб восстановлению банковского кредитования.

Конечно, никто не обязывает банки вкладываться в ОВГЗ. Впрочем, есть ряд «отягчающих» обстоятельств, которые определяют их склонность к инвестированию в государственные ценные бумаги. Это, в частности, большие объемы плохих кредитов, травматические последствия финансового кризиса, отсутствие прогресса по защите прав кредиторов и детенизации экономики, значительные кредитные риски, требующие резервирования.

Почему процентные ставки снова вырастут

Уже сегодня, несмотря на текущую инфляцию в 2,5% и ее прогноз в 4,7% к концу года, средневзвешенная доходность ОВГЗ со сроком погашения до года выросла с 8,1% в июле до 8,67% в августе. Это отражает опасения участников рынка относительно будущего экономики, в том числе связанные с сотрудничеством с МВФ и отпугивающими бюджетными параметрами.

Более того, такое повышение — не предел. В случае ухудшения инфляционного прогноза на следующий год не исключено, что средневзвешенная доходность ОВГЗ до одного года может достичь 9−9,3%, увеличивая расходы на обслуживание государственного долга.

Это непосредственно повлияет на стоимость финансовых ресурсов в экономике. Если средневзвешенные ставки по ОВГЗ до одного года достигнут 9% и более, ставки кредитования явно выходят за пределы неформального ориентира в 10% и могут вернуться на уровень 13−16% для бизнеса и 14−20% для домохозяйств.

В пользу такого сценария говорят и другие факты. Бюджет с высоким дефицитом и необоснованным повышением зарплат генерирует инфляционные риски. Это заставит НБУ вернуться к жесткой монетарной политике. Кроме этого, нереалистичность финансирования дефицита будет усиливать девальвационные ожидания.

Принятие проекта бюджета в предложенной редакции затормозит возобновление процесса кредитования

В таких условиях повышаются риски и для самого бюджета. Банки, вероятно, будут воздерживаться от размещения средств в ОВГЗ, отдавая предпочтение депозитным сертификатам (ДС) Национального банка. Уже сегодня банки держат в ДС и на корсчетах 140−160 млрд грн. На фоне отсутствия существенного спроса на ОВГЗ это свидетельствует о том, что у банков сформировано сильное предпочтение ликвидности.

Объявленные макропараметры бюджета, вероятнее всего, лишь усилят такое преимущество. Стимулировать банки к выходу из ДС в ОВГЗ будет нелегко. Для этого придется существенно изменять операционный дизайн монетарной политики Национального банка или снижать учетную ставку без изменения доходности ОВГЗ.

Оба варианта разрушительны для экономики. Участники рынка отлично будут понимать искусственность создания стимулов к изменению структуры их портфелей, а потому начнут еще больше придерживаться предпочтения ликвидности. Это дополнительно осложнит работу монетарной трансмиссии и еще больше замедлит процессы кредитования. Проще говоря, это конец надежд на дешевую ипотеку и доступное финансирование для бизнеса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X