Кому война, а кому — ограничить права. Заберут ли у бизнеса инструменты защиты?

23 ноября, 09:34

Законодатель хочет разрешить властям на местах быстро и без каких-либо согласований с бизнесом принимать регуляторные решения.

В украинском законотворчестве довольно часты случаи, когда в прогрессивные проекты законов попадают странные, необоснованные и непонятные нормы. Странные, потому что они по какой-то причине хотят изменить устоявшийся и работающий порядок вещей. Необоснованные, потому что нет четкого объяснения, в чем необходимость их принимать. И непонятные, потому что никто не знает, как эта норма сможет улучшить или усовершенствовать регулируемую сферу.

Видео дня

Сегодня речь об одном из таких случаев может существенно ограничить права бизнеса в территориальных общинах — законопроект 8056 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по совершенствованию полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц в период действия военного положения».

В общем, нужен и актуален законопроект, но и здесь нашлась ложка дегтя в виде одной опасной для бизнеса нормы. Речь идет о праве органов местного самоуправления (ОМС) и военных администраций принимать регуляторные решения без согласования с Государственной регуляторной службой РС). Напомню, что ГРС является уполномоченным государством органом, который защищает права и законные интересы хозяйствующих субъектов путем предотвращения принятия как незаконных регуляторных актов, так и ограничивающих существующие права бизнеса.

Итак, одна из статей законопроекта 8056 предлагает, чтобы на проекты регуляторных актов ОМС, военно-гражданских и военных администраций, а также их должностных лиц не распространялись требования Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Этот закон сегодня обязывает местное самоуправление предоставлять ГРС проекты регуляторных актов, касающиеся деятельности бизнеса. Государственная регуляторная служба либо не дает замечаний к проектам, либо дает предложения по их усовершенствованию в соответствии с принципами государственной регуляторной политики. Или вообще сообщает органу местного самоуправления, что у него нет полномочий принимать соответствующие акты.

В пояснительной записке разработчики законопроекта 8056 необходимость упразднения обязательного согласования аргументируют тем, что эта норма якобы «препятствует оперативному реагированию на изменения обстоятельств и принятию этими органами соответствующих решений». Вот и все объяснение. То есть логика инициативы: разрешить властям на местах быстро принимать любые регуляторные решения. И главное в этой конструкции — именно скорость, а не законность. Что является сомнительным «усовершенствованием».

Также следует отметить, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления без соблюдения регуляторной процедуры, касаются не реализации мер военного положения, а общих вопросов хозяйственной деятельности в территориальных общинах. Следовательно, они будут действовать и после отмены военного положения.

Регуляторные решения местных властей касаются преимущественно вопросов использования земли, временных сооружений, торговли, пользования пассажирским транспортом, предоставления ритуальных услуг. Если из цепочки принятия регуляторных решений убрать фильтр в виде ГРС, то у местных властей будут развязаны руки, чтобы злоупотреблять властью, превышать предоставленные законом полномочия, лоббировать интересы отдельных субъектов хозяйствования и принимать по своему усмотрению противоречащие закону решения.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

О необходимости отказа от этой удивительной инициативы свидетельствуют и цифры. За 9 месяцев 2022 года Государственная регуляторная служба рассмотрела 462 проекта регуляторных актов, разработчиками которых являются местные власти. 65 из них (т.е. 14%) оказались такими, какие она просто не имеет полномочий принимать, еще для 240 проектов ГРС предоставила предложения по усовершенствованию. Таким образом, в целом 66% проектов регуляторных актов от местного самоуправления не отвечали требованиям закона.

Кроме того, если вывести органы самоуправления из-под действия закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», местным властям уже не нужно будет учитывать мнение, замечания и предложения от бизнеса, как этого сейчас требует этот закон. Соответственно, предприниматели будут лишены права голоса и не смогут влиять на регуляторные отношения в своих общинах. Но кто, как ни бизнес, лучше знает о проблемах и может предлагать дерегуляцию ненужных процессов?

Мы живем в период полномасштабной войны. Экономический фронт государства сейчас не менее важен, чем военный. Ведь в том числе и от стабильной работы бизнеса зависит, насколько быстро Украина сможет восстанавливаться и обеспечивать потребности приближающих нашу победу военных. В этой ситуации государство должно создавать все условия для защиты бизнеса и упрощения его работы и, что самое главное, делать все возможное для недопущения ограничения уже существующих его прав. Поэтому Государственная регуляторная служба призывает депутатов убрать соответствующую инициативу из законопроекта и оставить за нами право анализировать проекты регуляторных актов ОМС, чтобы своевременно предотвращать возможные нарушения законодательства и защищать права бизнеса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X