Коротко и ясно: $2,7 млрд от МВФ в подарок. Не подорвёт ли такая возможность мотивацию к проведению реформ?

13 апреля 2021, 13:40

Вторник, 13 апреля. Ежедневный мониторинг главных новостей о бизнесе и экономике в Украине.

  • Украина может получить $2,7 млрд от МВФ этим летом в рамках плана директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой выделить $650 млрд из международных резервов на восстановление мировой экономики после коронакризиса. В отличие от кредитных программ МВФ, эти деньги не нужно возвращать. Вчера глава Национального банка Украины Кирилл Шевченко объявил о возможности такой неожиданной помощи после встречи с директором Европейского департамента МВФ Альфредом Каммером.

Видео дня

  • Альфа-Банк Украина пишет: «Легкие $2,7 млрд от МВФ могут поступить в 2021 году… Это распределение может быть очень полезным, поскольку Украина столкнется с очередным пиком выплат по валютной задолженности в сентябре ($3,1 млрд). Однако такие непредвиденные денежные средства могут в конечном итоге подорвать мотивацию страны продолжать работу по соглашению о резервном финансировании».

  • Шевченко сообщил Интерфакс-Украина на прошлой неделе, что Украина должна получить два транша из июньского соглашения МВФ Stand-by на общую сумму $5 млрд, «учитывая длительный ход переговоров». Украина снова и снова вела переговоры с МВФ с прошлой осени. Он выразил надежду, что в ближайшие недели Верховная Рада примет все законы, необходимые для сотрудничества с МВФ. В противном случае «эти средства можно заменить размещением еврооблигаций. Но мы знаем, что сотрудничество с МВФ — это в первую очередь не о деньгах, а о доверии к стране, это сигнал для инвесторов».

  • Благодаря программе «Большое строительство», правительство одобрило продление государственных гарантий Укравтодору на сумму кредитов или облигаций в размере $357 млн в гривне. Кроме того, Государственное дорожное агентство создало подразделение по подготовке к размещению этим летом гарантированных государством гривневых облигаций Укравтодора для иностранных и местных инвесторов.
  • Укрзализныця планирует выпустить еврооблигации в этом году, чтобы частично покрыть катастрофический 2020 год. Во многом из-за коронавируса прибыль в размере $110 млн в 2019 году превратилась в убыток в размере $430 млн в 2020-м, согласно недавно опубликованному годовому отчету государственной железной дороги. Выручка от грузовых перевозок снизилась на 10% до $220 млн в 2020 году. Выручка от пассажирских перевозок упала на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $148 млн.
  • В УЗ работает 250 тыс. сотрудников, «в то время как на современной железной дороге такого размера, вероятно, могло бы работать около 120 тыс.», — пишет Адомас Аудицкас, член наблюдательного совета железной дороги, в эссе для Atlantic Council «Как реформировать Украинские железные дороги». В то время как железная дорога потеряла 75% своих перевалочных грузов из-за российских мер, внутренние тарифы подрывают финансы УЗ. Он пишет: «Грузоотправители зерна платят на 40% дороже, чем перевозчики железной руды. Реформирование практики установления тарифов должно быть приоритетом».
  • Каждая тонна железной руды «перевозится с 19% убытком для «Укрзализныци», — пишет в Kyiv Post еще один член правления УЗ Сергей Лещенко. Как только грузовой поезд УЗ с железом пересекает Польшу или Словакию, «тариф на транспортировку руды увеличивается», — пишет он. «В Польше он увеличивается в 2,5 раза. В Словакии — более чем в четыре». Обвиняя металлургические компании Рината Ахметова в лоббировании низких тарифов, он пишет, что УЗ теряет $288 млн «ежегодно из-за неоправданно низких тарифов на транспортировку железной руды».
  • УЗ поставила цель увеличить грузооборот в этом году на 3% до 314 млн тонн и выручку на 10% до $2,6 млрд, сообщила компания в прошлом месяце.
  • Александр Паращий из Concorde Capital пишет: «Любое изменение тарифной политики Украинской железной дороги, ведущее к эффективному увеличению грузовых тарифов, обычно встречает ожесточенное сопротивление со стороны крупных бизнес-клиентов (особенно компаний, связанных с Ринатом Ахметовым, таких как Метинвест и ДТЭК)… это означает, что вероятность изменения тарифной политики компании невысока ».
  • Владимир Жмак подает в суд на УЗ и Кабинет Министров за свое увольнение в прошлом месяце. Причины его увольнения не разглашаются. Иван Юрык, новый исполняющий обязанности главы компании, стал 11-м руководителем за семь лет. «Освобождение председателя совета директоров через шесть месяцев после назначения и дальнейший хаос с исполняющим обязанности главы компании определенно ухудшат состояние УЗ», — сказал Центру транспортных стратегий Виктор Довгань, бывший заместитель министра инфраструктуры.
  • Второй мультимодальный терминал Украины — перевалки контейнеров с грузовиков на поезда — открылся в Клевани Ровенской области. Этот «сухой порт» на участке площадью 10 га рассчитан на обработку 2 тыс. контейнеров в месяц. Из-за отсутствия таких грузовых хабов 80% контейнеров в Украине перевозятся грузовиками по автомагистралям. Несмотря на быстрый рост, на контейнеры приходится только 1% всех железнодорожных перевозок по весу. В Европе контейнеры составляют 45% железнодорожных грузов.
  • Через десять лет после первого рейса грузового поезда Китай-ЕС в первые три месяца 2021 года из Китая в ЕС было отправлено 3 345 грузовых поездов, сообщает агентство Синьхуа. Грузопоток увеличился на 12% до 920 млн тонн.
  • УЗ стремится обслуживать один китайский поезд в день — либо транзитом в Восточную Европу, либо на Дарницкую станцию в Киеве. В январе-феврале по Украине прошло 27 китайских транзитных поездов, еще четыре отправились в Дарницу.
  • Шесть китайских компаний планируют заплатить $700 млн за покупку 51% автомобильного и железнодорожного моста через пролив Босфор в Турции, сообщает РЖДПартнер. Явуз Султан Селим, открытый пять лет назад, представляет собой платный мост с восемью полосами движения для легковых и грузовых автомобилей и двумя железнодорожными путями. Подвесной мост длиной 2,1 км, расположенный у входа в пролив Босфор через Черное море, является третьим по высоте в мире и построен так, чтобы обеспечивать движение грузовых судов под ним. В договорённости входит подъездная дорога к мосту — Северная кольцевая автомобильная дорога. Китайский консорциум состоит из компаний: China Merchants Expressway, CMU, Zheijiang Expressway, Jiangsu Expressway, Sichuan Expressway и Anhui Expressway.

От редактора

Путин отказывается разговаривать с Зеленским по телефону, однако риторика Кремля пронзительна, граничащая с истерией. Министр Лавров предупредил: «Те, кто попытаются начать новую войну на Донбассе, уничтожат Украину». Дмитрий Козак, заместитель главы администрации президента, предупредил, что обострение конфликта может стать для Украины «началом конца» — «не выстрелом в ногу, а в лицо». Кремлевские официальные лица неоднократно говорят о Сребреницы со стороны Украины, имея в виду массовое убийство боснийскими сербами 8 000 боснийских мусульманских мужчин и мальчиков в 1995 году. За радикальной речью может стоять паническое осознание стареющими лидерами того, что Украина ускользает между их пальцами. Выросло поколение украинцев, которое отвергло Москву и Санкт-Петербург в пользу Берлина и Кракова. По церкви и языку две страны расходятся всё больше.

Збигнев Бжезинский, польско-американский политолог, однажды заметил: «Без Украины Россия перестает быть империей, но с покорённой, а затем подчинённой Украиной, Россия автоматически становится империей». Поскольку время для скрытой атаки давно прошло и западные союзники сосредоточили свои усилия и внимание на Украине. Давайте посмотрим, как далеко готовы зайти последние правители Кремля, получившие советское образование. С наилучшими пожеланиями, Джим Брук.

Коротко и ясно — ежедневный мониторинг деловых новостей. Публикуется в партнерстве с Ukrainian Business News (UBN). Републикация полной версии текста запрещена.

Нажмите подписаться, чтобы получать утреннюю рассылку UBN с новостями, основанными на фактах, для инвесторов и инвестиционных менеджеров в Украине.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X