День холостяка и китайские стримеры. Как Alibaba взаимодействует с потребителем

13 ноября 2019, 08:30
Цей матеріал також доступний українською

Почему пришло время интеграции в китайскую инфраструктуру электронной коммерции

День холостяка или 11.11 (11 ноября) становится знаковым днём для мировой электронной коммерции. Именно в этот день внимание мира приковано к Китаю, где происходит событие, известное как китайская Чёрная пятница или День холостяка. По своим масштабам это действительно уникальное событие и наочная демонстрация потребительской силы cashless society.

Видео дня

Чёрная пятница по-китайски

Празднование дня одиночек или холостяков в Китае изначально не имело никакого отношения к торговле и было связано с неформальным отмечанием китайскими студентами независимости от каких-либо обязательств и прославлением гедонизма, которое очень быстро стало популярным явлением и мемом. Поэтому неудивительно, что когда Alibaba решила запустить аналог американской Чёрной пятницы на своей В2С онлайн платформе Tmall в 2009 году, выбор даты выпал на День холостяка, день когда пришло время подумать о себе и побаловать себя давно запланированной покупкой.

Несколько дней назад, в десятую годовщину проведения акции, Alibaba отчиталась об объёме продаж более чем $38 млрд за сутки

11 ноября 2009 года Alibaba провела первый День холостяка, по результатам которого объём продаж через Tmall составил $7,8 млн. Несколько дней назад, в десятую годовщину проведения акции, Alibaba отчиталась об объёме продаж более чем $38 млрд за сутки. Впечатляющий рост в 480 000% за десять лет. Сегодня День Холостяка стал поистине общенациональным фестивалем скидок, который проводит не только Alibaba, но и конкурирующие торговые онлайн площадки, а также оффлайн ритейл. В скидочное безумие вовлечена вся, без исключения, страна.

В данной статье нас будет интересовать именно модель Alibaba, которая является не только интересным кейсом, но также и приоткрывает завесу возможностей для украинского бизенса для интеграции в этот безумный рынок будущего, в котором Китай живёт уже сейчас.

Общество нового потребления

Китайская потребительская модель заслуживает внимания. На сегодняшний день Китай находится на совершенно недосягаемом уровне по интеграции инноваций электронной коммерции и социальных сетей в новую форму осуществления покупок, которая, возможно, станет доминирующей во всём мире. Пока же мы просто наблюдаем за более чем 25% ежегодным ростом индустрии онлайн коммерции в пределах одной страны, где ведущее место занимает Alibaba со своими платформами Taobao и Tmall. Сегодня доля Alibaba на рынке онлайн-коммерции Китая составляет свыше 50%, а сам рынок почти достиг отметки в $2 трлн в год. Место Alibaba совершенно закономерно, так как компания создает и поддерживает целостную экосистему, в которой потребление приобретает новые и невообразимые формы.

На Alibaba продают всё и все. И это не преувеличение. Начиная от бриллиантов и автомобилей и заканчивая подгузниками. Начиная от ритейлеров и заканчивая брендами, а также знаменитостями. Несколько дней назад Ким Кардашьян присоединилась к инфлюенсерам Tmall, рекламируя свою продукцию через онлайн трансляцию, которую смотрело более 12 миллионов человек. Во время Дня холостяка в 2018 году, свыше 2000 автомобилей было продано только в первый час продаж, среди которых можно было видеть такие люксовые бренды, как Range Rover или Maserati. Всего же только по предзаказам на День холостяка 2018 было предзаказано свыше 80 000 автомобилей.

На Alibaba продают всё и все. И это не преувеличение. Начиная от бриллиантов и автомобилей и заканчивая подгузниками

Одной из важных составляющих успеха Alibaba является интеграция элементов социальной сети и торговой площадки. Сегодня не достаточно просто открыть магазин, хорошо его оформить и поддерживать его функциональность для обработки заказов и послепродажного сервиса. Общение с покупателем стало одним из ключевых элементов маркетинговой стратегии. Согласно заявлениям Alibaba, сегодня более 17 000 брендов осуществляют прямые трансляции для проведения прямых продаж. Причем в отличие от некогда популярных телемагазинов, общение совершенно адресное, интерактивное и фокусированное. То есть вам не только предлагают купить какую-то вещь, а общаются на уровне знакомого или друга. В сфере стриминга появляются свои суперзвёзды, которые зарабатывают сумасшедшие гонорары за продвижение брендов. И они их отрабатывают — одна из самых популярных звёзд стриминга в Taobao, Viya, является рекордсменкой по генерации продаж в ходе однодевной стриминговой компании — принесла им в совокупности свыше $66 млн. Всего же только за 2018 год Viya сгенерировала продажи, эквивалентные совершенно невообразимым $2,6 миллиардам. Все китайские стримеры продали продукции на сумму $15 млрд в 2018.

Прямые коммуникации и эмоциональный маркетинг с внушением ощущения эксклюзивности общения и неотложности покупки — повсеместная практика электронных магазинов. Alibaba находится впереди этого тренда, по сути создавая и увеличивая его через внедрение поддерживающей инфраструктуры, которая позволяет брендам и покупателям вступать в прямое общение. Для сравнения, мировые конкуренты только следуют этим трендам — Amazon открыл стриминговую платформу только через два года после Alibaba.

Трансграничная торговля и возможности приобщиться к крупнейшему рынку в мире

Всё, о чем говорилось выше, касалось внутренней экосистемы Китая. Уже сейчас очевидно, что явление это не будет ограничиваться только Китаем. Внедрение китайским правительством правил регулирования трансграничной розничной коммерции открыло совершенно новые возможности осуществления бизнеса с подключением к потребительским моделям всего мира.

Как и в других областях, связанных с онлайн коммерцией, Alibaba лидирует и в этой новой нише, но уже в глобальном масштабе. Флагманом освоения внешних рынков стал AliExpress. Сегодня уже никого не удивишь заказом продукции прямо от китайского производителя.

Такая практика трансграничной торговли может иметь и противоположное направление — иностранные компании получили возможности продавать свою продукцию китайскому потребителю без физического присутствия в Китае. Alibaba открыла такой доступ через Tmall Global. Это революционное нововведение, которое позволяет освоить китайский рынок даже небольшому иностранному бизнесу, ещё не готовому к полносмаштабному выходу в Китай. В режиме трансграничной торговли таможенные операции предполагают более простое оформление, что упрощает первичный доступ продукта на рынок. Прямая коммуникация с потребителем позволяет компании оценить свою маркетинговую и ценовую позицию, изучить вкусы и предпочтения китайского потребителя без физического присутствия бизнеса в Китае.

Поэтому неудивительно что трансграничная торговля привлекает большое внимание со стороны малого и среднего бизнеса из Европы и США. На сегодняшний день на Tmall Global зарегистрировано примерно 20 000 компаний из более 70 стран мира. Tmall Global проанонсировал, что в течение ближайших пяти лет через площадку должно будет проведено импортных операций на сумму порядка $200 млрд. И эти цифры не кажутся недостижимыми. Китайское правительство постепенно ослабляет сдерживающие факторы для трансграничной торговли. Так, поднятие лимитов на беспошлинный ввоз продукции с 2000 юаней ($291) до 5000 юаней ($727), безусловно окажет положительное влияние и откроет двери для выхода на рынок Китая ещё большему количеству иностранных брендов.

По наблюдениям автора, в Китае более или менее заметно продаются только Рошен и подсолнечное масло.

Вместо заключения

После военной агрессии против Украины и введения санкций, в РФ началась достаточно известная и иногда упоминаемая с иронией политика «импортозамещения». Хотя эта политика иногда приобретала комичные формы, когда нелегальная импортная продукция давилась тракторными гусеницами, РФ, действительно, сделала ставку на экспорт своей пищевой продукции. На протяжении лет, автор статьи видел как активно продвигается российская пищевая продукция в Китае. Правительственная поддержка, отраслевые выставки, партнёрские программы с участием бизнеса и государства. На 2020 год Tmall Global объявил о введении специального российского павильона на своей платформе.

Со стороны Украины, хотя экспортная активность и объективно наращивается, но усилий государства явно недостаточно. В основном активность проявляет частный бизнес, но и то в достаточно слабой форме. По наблюдениям автора, в Китае более или менее заметно продаются только Рошен и подсолнечное масло. Хотя известно, что небольшими партиями попадают в Китай и другие украинские продукты, такие как пиво, соки и даже более сложная продукция машиностроения.

Технологический прогресс позволяет по-новому взглянуть на освоение такого сложного рынка, как рынок Китая. Даже без комплексного решения поддержки бизнеса со стороны государства. Кажется, что лучшего времени для выхода, чем сейчас, не было никогда.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X