Дефолт за пять копеек. Цена ретроспективного снижения зеленого тарифа

22 ноября 2019, 08:20

Зеленый тариф в Украине ввели для привлечения инвестиций в развитие возобновляемых источников энергии, в частности, для строительства солнечных и ветровых электростанций.

Привлекательность инвестиций в зеленый сектор объясняется двумя простыми причинами. Во-первых, это доходность. Инвестиции в проекты ВИЭ дороги в момент запуска, но дешевы в эксплуатации. Во-вторых, это энергонезависимость. ВИЭ фактически не исчерпываются, в отличие от твердых источников топлива, и позволяют «слезть» с топливной иглы стран-экспортеров газа, нефти и тому подобное.

Видео дня

Выбирая курс на развитие зеленой энергетики, Украина фактически объявила миру о своем намерении работать прозрачно с инвесторами в этом секторе. Однако сегодня мы оказались в ситуации, когда «несоблюдение слова» и грубое снижение зеленого тарифа может не просто развалить отрасль ВИЭ, а вообще привести к разрушению банковской системы и дефолта страны в целом.

Почему так случилось

В течение последних двух лет периодически возникала полемика по снижению ставки зеленого тарифа, поскольку он один из самых высоких в Европе, и «бедное государство» не может компенсировать производителям стоимость производимой энергии без ущерба для себя. Сегодня сложилась ситуация, когда вопрос о размере зеленого тарифа достигло своей кульминации: его хотят не просто снизить, а снизить «задним числом» за три года, то есть ретроспективно.

Об этом неоднократно говорили Верховная Рада и Кабмин. А в течение последних 4 месяцев дискурс обострился. При этом ВР и Правительство апеллируют к следующим «фактам»:

1. мы «бедная страна» и не можем платить тариф, который в десятки раз превышает обычный;

2. оборудование для ветровых и солнечных станций сегодня стоит значительно дешевле, чем в момент введения зеленого тарифа. Так как себестоимость зеленых проектов снизилась, доходность выросла, то можно пересмотреть тариф;

3. в сфере наблюдается дисбаланс и ведущие игроки получают сверхприбыли;

4. высокая ставка зеленого тарифа создает дисбаланс в энергосистеме: появляются новые ветровые и солнечные станции, у которых необходимо выкупать зеленку, и бремя компенсации этого тарифа ложится на плечи других игроков рынка, в частности, ГП Гарантированный покупатель.

Однако указанные положения при детальном рассмотрении не выдерживают критики. И вот почему.

Прежде всего, рынок возобновляемой энергетики развивается прогнозируемо и это закреплено в нормативных актах:

Законе от 25.09.2008 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления „зеленого“ тарифа».

Решении Совета Министров Энергетического сообщества D / 2012/04 / MC-EnC о внедрении Директивы 2009/28 / ЕС, по которому Украина взяла обязательство достичь 11% ВИЭ в общей структуре энергопотребления страны до 2020 года.

Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года, предусматривающей 25% ВИЭ в общем первичном поставке энергии до 2035 года.

Принимая указанные документы Украины декларировала свою готовность вести честную игру и создавать понятные и прозрачные правила на рынке.

Мощность существующих объектов ВИЭ до сих пор не превысила установленные для Украины обязательства по 11% ВИЭ, а лишь приблизила Украину к этой цели. Да, с большими ГЭС мощность ВИЭ составляет лишь 9%.

Следующий аргумент — относительно снижения стоимости оборудования — также лишен рациональной составляющей. Во-первых, тариф дифференцированный и постепенно снижается на основании прогноза по удешевлению оборудования. Во-вторых, заглядывать в карман инвестору и считать деньги, которые сами пообещали ему заплатить, по меньшей мере непорядочно.

Сверхприбыли ведущих игроков. Необходимо понимать, что в Украине на рынке ВИЭ работают как украинские инвесторы, так и инвесторы из всех стран мира. И если предположить, что целью ретроспективного снижения зеленого тарифа является удар по конкретному отечественному игроку, то необходимо учитывать, что последствия затронут и потянут на дно всех участников рынка.

Дисбаланс в энергосистеме из-за высокого тарифа. Ретроспективное снижение зеленого тарифа фактически приведет к удешевлению электроэнергии в сети на 5 коп. Критична ли эта сумма для конечного потребителя? Очевидно, что нет. Однако снижение тарифа для инвестора может вызвать эффект домино, обвалить банковскую систему и вызвать дефолт в стране. И вот почему.

ЕБРР предоставил Украине 1 млрд евро кредитов на финансирование отрасли ВИЭ. Государственные банки Укргазбанк, Укрексим, Ощадбанк, ПриватБанк суммарно прокредитовали электростанции по зеленому тарифу на общую сумму почти 0,7 млрд евро. В целом в Украине в «зеленых» кредитах находится по меньшей мере 2,5 млрд евро. Это заключенные договоры с определенными условиями и графиком погашения, на которых построены банковские показатели.

Ретроспективное снижение тарифа приведет к дефолту обязательств получателя кредита, который из-за уменьшения денежного потока не сможет выплачивать тело и проценты по кредиту. Банк будет требовать полного погашения кредита или конфискует залог. Фактически — солнечную или ветровую станцию. Однако что делать банку с таким имуществом дальше? Невозвратные кредиты могут привести к дефолту как минимум одного системного госбанка. Как следствие, финансовая система Украины, которая только начала стабилизироваться, получит серьезный удар. Наряду с другими негативными последствиями ретроспективного снижения зеленого тарифа это приведет к «дефолту» страны в восприятии иностранных инвесторов.

Однако несправедливо говорить, что Украина — единственная пошла по пути снижения тарифов. Так, Германия и Великобритания для стимулирования развития зеленой энергетики также выплачивали значительные компенсации. Через некоторое время страны пересмотрели их размер (не ретроспективно!). Ведь главная цель — привлечь инвесторов к развитию отрасли ВИЭ — была достигнута. Результат: в Германии за первую половину 2019 из энергии солнца, ветра, воды и биомассы впервые было произведено больше электроэнергии, чем на АЭС и на угольных ТЭС. А к 2030 году в стране планируется довести долю «зеленого электричества» в энергобалансе до 65%.

А пример Румынии, Испании и Италии, которые сделали ретроспективное понижение зеленого тарифа. Это привело, во-первых, к ряду судебных исков в международный арбитраж. Радикальное изменение нормативной базы влечет за собой ответственность государства за нарушение своих инвестиционных обязательств. Как следствие — правительства стран несут миллионные убытки для выплаты компенсаций инвесторам. А во-вторых, и самое главное, таким шагом фактически разрушена отрасль ВИЭ, которую не могут восстановить в течение последних 2−3 лет из-за потери доверия инвесторов.

Если мы выбираем путь Италии, Румынии и Испании, то получим разрушенную отрасль, кризис банковской системы и дефолт страны. Кроме того, ретроспективное снижение тарифа продемонстрирует инвесторам (не только в зеленой энергетике), что мы не готовы выполнять задекларированные обязательства и можем изменить правила игры в любой момент.

Или же можем продолжить выбранную Энергетическую стратегию, подтвердить свой инвестиционный потенциал, в частности, в энергетической отрасли, развивать зеленую энергетику и стать энергонезависимой страной, выполняющей свои обязанности перед инвесторами.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X