Цифровая трансформация большого бизнеса: с чего начать

12 ноября 2019, 18:00

Начиная преобразование процессов на «цифру», мы определили несколько важных моментов, которые в дальнейшем могут облегчить процесс цифровой трансформации для вашей компании

Потребители хотят максимально облегчить свой цифровой опыт, начиная от онлайн-заказов до автоматизации большой сетевой структуры, именно поэтому каждая страна или бизнес, которые двигаются в направлении будущего, инвестируют в свою цифровую трансформацию. Более того, организации должны создавать и поставлять новые интересные решения быстрее, чем когда-либо прежде. Они должны постоянно вводить новшества, адаптироваться и опережать бесконечные требования цифровых данных, опыта и каналов. Эти требования внесли свой вклад в стремительный рост облачных вычислений, методологий DevOps, предиктивной аналитики, AI и многих других технологий и инноваций.

Видео дня

По сути, цифровая трансформация — это процесс интеграции новых и появляющихся цифровых технологий во все аспекты бизнеса. Цель — использовать преимущества этих технологий, чтобы повысить безопасность и условия работы для сотрудников, операционную эффективность, гибкость и управляемость бизнеса. Цифровое преобразование рассматривается как способ для оптимизации операций и сохранения собственной конкурентоспособности, в условиях глобального и открытого рынка — это особенно актуально. Но путь к цифровой трансформации совсем не прост.

Начиная преобразование процессов на «цифру», в ДТЭК мы определили несколько важных моментов, которые в дальнейшем могут облегчить процесс цифровой трансформации компании.

Начните с целей бизнеса

Внимание на технологии и «цифре», вместо конкретных бизнес-целей, — это главная ловушка. Цифровая трансформация ради цифровой трансформации, или «переход в облако» ради самого перехода — это дорога в никуда. Этот путь не принесет ничего, кроме потерь, нерентабельности инвестиций и негативного отношения к самим процессам цифровой трансформации.

Мы сначала «отмечтали» (наша стратегия цифровой трансформации получила название Book of dreams) цифровое будущее в пяти направлениях бизнеса — ТЕС, сети, шахта, логистика и HR. Мы проводили семинары с привлечением бизнеса, экспертов соответствующих направлений, анализировали цепочку создания ценности для конкретного бизнеса, выявляли рычаги влияния на эффекты в том или ином бизнесе, то есть, на что мы можем конкретно влиять.

Поэтому сначала поставьте себе вопросы, связанные с вашим бизнесом, определите «узкие места», которые можно будет «расшить» с помощью применения цифровых технологий, и как следствие решить текущие задачи бизнеса.

К цифровой трансформации нужно готовиться

Мы начали с подготовки — сформировали систему управления цифровой трансформации, нашу концепцию, где описали подходы к трансформации, особенности реализации цифровых проектов, этапы, гипотезы, проверку гипотез, получение минимально жизнеспособного продукта. Мы определили, что для нас будет являться цифровой трансформацией, кто будет руководить, кто за что отвечать, какие ресурсы и компетенции будут нам необходимы для цифровизации, как должен идти процесс, его этапность.

Поскольку речь, как правило, об инновационных проектах, к ним применима определенная этапность — PoC (Proof of Concept), Minimum viable product (MVP), далее релиз, и только потом тираж. Иными словами, сначала проверяем гипотезы, потом — к инвестированию. Этот подход оправдал наши ожидания. Мы минимум инвестируем на этапе, когда проверяем гипотезу, чуть больше — когда готовим минимально жизнеспособный продукт, и уже когда делаем релиз и полноценный продукт, первую версию продукта, или полноценно реализовываем продукт, — полное инвестирование.

Выбирайте нужную вам технологию

Цифровых технологий много, и, вероятно, еще новее появляются чуть ли не каждый день. Использовать все и сразу, или всеми силами пытаться интегрировать, например, искусственный интеллект в процесс, который успешно может обойтись без него, — это деструктивный подход.

Из большого количества цифровых технологий мы отделили ровно те, которые нам необходимы, которые мы считаем для нас применимы, по разным причинам: либо дают определенные эффекты — например, экономические или операционные; либо решают нужную задачу, например, направлены на безопасность производства или на сервис для клиентов и т. д.

Например, для цифровизации сетей мы используем лидары и термосканнеры, которые проводят 3D сканирование наших сетей. В этом им также помогают дроны, которые поднимают эти сканеры в воздух. Далее мы планируем использовать и уже частично используем различные средства углубленной аналитики и алгоритмы обработки данных. Например, для распознавания отснятого материала по сетям. AI способен определить на фото и видео проблемные зоны, но его нужно этому научить с помощью алгоритмов. Мы используем различные интеллектуальные системы, которые учатся, распознают, нейронные сети в том числе, различное моделирование и т. д.

Усиляйтесь необходимыми компетенциями

Компетенции в фокусных направлениях — это «the must» в процессах цифровой трансформации. Мы создали для этого целый цифровой кластер — Экспертный центр цифровых технологий. По сути, здесь собраны таланты в области цифровых технологий. У нас сформированы команды по анализу данных, по разработке ПО и роботизации процессов, по цифровой инфраструктуре, которая занимается различными IUT устройствами, связью и т. д.

Часть проектов мы делаем самостоятельно, частично — выстраиваем взаимоотношения с рынком и партнерами, выстраиваем экосистему. То есть, тут у нас две направленности — смотрим вовне и вовнутрь.

Трансформируйте не только подходы, но и культуру

У нас есть четкое понимание горизонта нашей цифровизации, расписана дорожная карта и запущены пять первых направлений цифровой трансформации. На очереди еще четыре направления (подготовка уже началась) второй волны, а в следующем году начнется подготовка третьей. Мы осознанно и долгосрочно смотрим на цифровую трансформацию бизнесов и делаем это лишь так, где это нужно.

Но любую технологическую трансформацию нужно также рассматривать как человеческую. Давайте оглянемся немного назад, еще каких 20 лет тому мало кто пользовался такими «банальными» сегодня программами как Word или Excel, об «облачных» хранилищах не могло быть и речи, та даже 2 Гб памяти на носителе казались колоссальным объемом, а сколько сейчас памяти в смартфоне? 128?

Мир не стоит не месте, а постоянно развивается, привнося новые технологии и требуя взамен адаптации. Мое мнение, что ценность работы будущего будет измеряться также и людьми, способных к сотрудничеству с технологиями и с другими людьми. Позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники осознали истинную роль технологий в их ежедневной жизни и работе, максимально быстро адаптировались к изменениям, правильно понимали свою роль человека. Внутри компании мы хотели бы делать акцент на внедрении проектных, гибких методов работы, обучении работы с цифровыми инструментами, воспитание корпоративной культуры, формирование креативного мышления сотрудников.

Трансформируйте культуру компании и заботьтесь о своих людях, ведь технологии — это помощник для них, а не наоборот.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X