Экосистема — новый формат мышления

28 ноября 2021, 14:30

В последнее время мы часто слышим слово экосистема в разных контекстах, но далеко не все понимают, что за этим стоит.

Недавно в Киеве проходила Digital Banking Conference, посвященная цифровой трансформации банков и развитию необанков. Обсуждалось немало интересных тем, связанных с внедрением Open Banking и Open API, цифровизацией, защитой данных и многое другое, что актуально для сферы финансовых услуг. Однако меня, как специалиста по коммуникациям, в этом сугубо профессиональном потоке информации увлекала глобальная перемена в принципах мышления инновационных компаний.

Видео дня

Больше не существует технологий, которые бы разрабатывались изолированно для решения одной задачи. Каждый продукт и стоящее за ним технологическое решение должны встраиваться в сложную систему взаимодействий с другими продуктами, участниками рынка, регуляторными нормами, устройствами, платформами и т. д. Мы часто слышим слово экосистема в разных контекстах, но далеко не все понимают, что за этим стоит другое мировоззрение.

«Экосистемное мышление» не новая ментальная модель для руководителей бизнеса, но она стала особенно популярна благодаря развитию технологий. Экосистема, как бизнес-модель, предполагает комплекс взаимосвязанных товаров и услуг, которые могут решить разнообразные задачи клиента в едином интегрированном опыте. Крупные IT и финансовые компании устроены именно по такому принципу. Например, Microsoft, Apple, Google, Amazon.

Некоторые специалисты разделяют экосистемные и платформенные компании, но последние уже давно вышли за рамки одного вида деятельности. Например, Facebook, которая выросла из социальной сети настолько, что уже нуждается в новом бренде, потому что старый не отражает содержание этой сложной структуры. В экосистему входят не только другие социальные сети и мессенджеры. Facebook также игровая и e-commerce платформа, платежная система и многое другое.

Кроме того, на этом примере можно видеть влияние экосистемы на потребителя. Так, Instagram, WhatsApp, Messenger и Facebook задают разные типы поведения пользователей и в то же время они связаны между собой. Новое название как нельзя лучше отражает суть компании. Мета — часть сложных слов, которой обозначают промежуточное состояние, переход к чему-либо другому. Точно также и экосистема не бывает стабильной, она постоянно развивается з счет увеличения взаимодействия между ее участниками, вовлекая новых своим гравитационным полем.

Войти в экосистему могут и традиционные компании. Нужно только не ограничиваться услугами в рамках своей исторической отрасли. Например, на конференции был презентован необанк от Fozzy Group «Власний рахунок», который максимально интегрирован в процессы известного ритейлера. Могли мы раньше представить возможность пополнять счет через кассу супермаркета? Другой пример с конференции: Sportbank, который сотрудничает с крупной сетью спортзалов, производителями одежды для спорта и другими платформами. Альфа-банк выпустил SuperApp Sense, но параллельно с развитием мобильного банка создал креативные пространства в Киеве и Львове, чтобы взаимодействовать с пользователями и офлайн.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Предлагая продукты и услуги в рамках межотраслевой экосистемы, компании вовлекают все больше потребителей, получают больше персональных данных и могут создавать более кастомизированные и уникальные продукты. При этом расходы клиентов снижаются, а стремление пользоваться услугами конкретного бренда — растет.

Конкуренция продуктов уходит в прошлое, ей на смену идет битва между экосистемами. Недавно СМИ и профессиональное сообщество активно обсуждали выход на украинский рынок казахской компании. Kaspi.kz приобрели платформу для онлайн-платежей Portmone, «БТА Банк» и, по информации медиа, готовятся купить e-commerce платформу. Очевидно, что казахский финтех планирует создать свою экосистему в Украине.

Экосистемное мышление возможно на разных уровнях. Так, на конференции многие эксперты делились опытом привлечения в команду специалистов из других отраслей. Человек, способный логично и системно мыслить, может адаптировать свой опыт, полученный в другой сфере, в финансовой среде. Более того, он привносит в нее новый взгляд на процессы и предлагает нестандартные идеи. Гибкость, открытость и способность мыслить вне границ одной отрасли — условие выживание бизнеса в новой нормальности.

Еще два года назад темы обсуждения на подобных конференциях звучали как: убьет ли финтех банки? Сегодня настроения совсем другие. Все давно поняли, что банки никуда не исчезнут и необходимо искать пути сотрудничества между разными игроками рынка финансовых услуг. Компании с экосистемным мышлением фокусируются не на конкуренции, а на сотрудничестве и взаимодействии. Это может быть ограниченный круг компаний, а может быть и более открытая экосистема, но общая тенденция очевидна.

Показать ещё новости
Радіо NV
X