Детенизации быть? ФЛП и РРО — к чему готовиться предпринимателям

29 апреля 2020, 17:09

Что изменится для ФЛП в ближайшее время

Текст подготовлен в соавторстве с юристом INTEGRITES Виталием Лабадиним

Осенью прошлого года в Украине появились новые законы, направленные на детенизацию расчетов в сфере торговли и услуг. Еще тогда они вызвали волну протестов со стороны ФЛП, которые остаются не в восторге от них до сих пор. Какие основные изменения предусматривают эти законы и как они повлияют на расчетные операции?

Видео дня

ФОТ и РРО: что меняется

Сейчас большинство ФЛП не обязаны использовать РРО в своей работе. Речь идет о ФЛП, которые являются плательщиками единого налога (ЕП) 1 группы, а также ФЛП 2−4 групп ЕП, если объем их дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн.

Однако такое освобождение для ФЛП 2−4 групп ЕП будет постепенно отменяться:

С 1 января 2021 по 1 апреля 2021 РРО будут обязаны использовать также ФЛП с доходами до 1 млн грн, что реализуют товары и услуги через Интернет, ювелирные изделия, оказывают платные услуги в сфере здравоохранения, осуществляют деятельность ресторанов, кафе, турагентств, отелей и осуществляют некоторые другие виды деятельности;

С 1 апреля 2021 ФЛП 2−4 групп ЕП должны будут полностью перейти на расчеты через РРО независимо от объема годового дохода.

Регистрировать или не регистрировать

Так все ли ФОПы-плательщики ЕН 2−4 групп должны будут применять РРО?

Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (закон о РРО) обязывает использовать РРО предпринимателей, осуществляющих операции:

В наличной форме; и/или

В безналичной форме с применением платежных карточек, платежных чеков и др.

Те, кто работает полностью по безналичному расчету, применять РРО не должны. По разъяснениям налоговой службы, РРО не требуется только при таких безналичных расчетах:

Внесение наличных в кассе банка для перевода на счет предпринимателя;

Перечисление средств с текущего счета покупателя на счет предпринимателя; и/или

Перечисление средств через терминалы самообслуживания банка.

А вот расчетов платежной карточкой эти освобождения не касаются. При этом, налоговая служба толкует использование платежной карты достаточно широко: например, применять РРО при переводе средств через системы онлайн-банкинга и оплатах через сайт продавца/эквайринговые системы (LiqPay и т. д.).

Чего боятся ФОПы?

Чрезмерной фискализации их деятельности. Например, им необходимо осуществлять предварительное программирование наименований и цен товаров для продажи через РРО, подавать РРО-отчетности, а отдельным ФЛП (даже не плательщикам НДС) — еще и вести учет товарных запасов;

Сложностей в применении РРО;

Возможных штрафов, связанных с использованием РРО и представлением РРО-отчетности.

Последние два вопроса государство планирует решить, введя новые программные РРО, мораторий на проверки, а также смягчив ответственность ФЛП (правда, законопроекты о моратории и смягчении ответственности не были обнародованы).

Программные РРО: новое значит лучшее?

Программные РРО — это альтернатива обычным аппаратным РРО в виде программного обеспечения (ПО), которое можно установить на планшеты, смартфоны, компьютеры. Установка и использование ПО должны быть бесплатными, но определенные затраты предприниматели таки понесут. Это касается, например, тех, кто имеет несколько точек продаж. Они, скорее всего, будут вынуждены приобрести гаджеты для каждой точки и каждого продавца (если одновременно работает несколько продавцов). Кроме того, в точках продаж нужно обеспечить доступ к интернету, ведь программный РРО должен быть постоянно на связи с фискальным сервером. В дальнейшем можно будет пользоваться другими вариантами ПО для программных РРО, приобретя их у частных разработчиков. Это вариант для тех, кого по каким-то причинам не устроит бесплатное ПО от налоговой службы.

Также предусматриваются следующие особенности работы с программными РРО:

Расчетные документы регистрируются в контролирующем органе при осуществлении операции через РРО (кроме офлайн-операций);

Фискальные отчеты и отчетные чеки будут создаваться и подаваться в электронном виде;

Программный РРО можно использовать и при отсутствии связи с фискальным сервером. Для этого нужно заранее получить фискальные номера для расчетных документов. Когда соединение восстановится, документы нужно передать на сервер;

Контрольные ленты надо хранить после оффлайн работы лишь до передачи электронных расчетных документов, фискальных отчетов и отчетных чеков на сервер не в течение 3 лет, как в случае с обычным РРО)

Чек можно выдать покупателю, отразив его в виде QR-кода на дисплее или отправив на абонентский номер/электронную почту покупателя.

Какие недостатки имеют программные РРО?

При выходе программного РРО из строя осуществление расчетных операций запрещается отличие от обычного РРО, когда можно использовать или книгу учета расчетных операций вместе с расчетной книжкой, или резервный аппарат). Если так происходит из-за неисправности гаджета, скорость восстановления работы будет зависеть от самого предпринимателя. Если же РРО не будет из-за проблем с программным обеспечением, ФЛП будет вынужден ждать, пока проблема устранит контролирующий орган (разработчик ПО).

Поэтому в целом да, программный РРО должен стать более удобным и выгодным решением для ФЛП. При условии, если будет работать бесперебойно и не будет выходить из строя по независящим от предпринимателя причинам.

Что важно знать предпринимателям:

Разобраться с порядком применения РРО, проинструктировать работников и обеспечить соблюдение такого порядка и смежных требований (вести учет товарных запасов (отдельным ФОПам), обеспечить своевременное представление отчетности);

Покупатель сможет пожаловаться на продавца, если тот совершил расчетную операцию на сумму более 850 грн с нарушением правил использования РРО. Через такую жалобу налоговая может провести проверку деятельности продавца. И если во время проверки факт нарушения подтвердится, и штраф будет взыскан, покупатель сможет получить полную компенсацию стоимости товара, проданного с нарушением. Поэтому стоит быть готовыми к потенциальным жалобам покупателей, а также к коммуникации с налоговыми органами и проверкам таких жалоб;

Следует также помнить о штрафах за непроведение операций через РРО, проведение на неполную сумму или за невыдачу чека. Уже с 1 января 2021 штраф составит 100% стоимости проданных с нарушением товаров за первое нарушение и 150% — за каждое следующее.

После вступления в силу всех изменений ФЛП будет труднее скрыть обороты. Поэтому вероятно, размер задекларированных предпринимателями доходов и налоговых поступлений возрастет. И все же новые законы не предусматривают никаких механизмов, которые бы делали невозможным структурирование большого бизнеса через ФЛП. Это свидетельствует о том, что детенизация будет умеренной, ведь бизнес, который планировали бы вывести из тени, сможет и дальше работать через ФЛП. С той особенностью, что использование ими РРО может помочь уменьшить теневой оборот наличности.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X