Мечтал ли Илон Маск об увеличении надоев? Что не так с глобальным видением украинских топ-менеджеров
Если мы хотим преуспеть как государство и нация, нам нужно совершить рывок в сфере развития талантов — время для эволюционного развития прошло
Недавно KPMG в Украине презентовали результаты исследования 2019 Global CEO Outlook. Результаты отображают отношение топ-менеджеров к вызовам и возможностям, с которыми уже столкнулся или же столкнется бизнес. Крайне любопытным здесь является факт, что было представлено два варианта результатов — мировой срез и данные для Украины. Сравнение данных дает занятную картину и пищу для размышлений.
«Бытовые» риски на «здесь и сейчас»
Результаты глобального исследования выделяют риски, связанные с экологией и изменениями климата. По мнению респондентов, именно они являются ощутимой угрозой дальнейшего развития бизнеса. Эти риски переместились с четвертой строчки в 2018 году на первую в этом году. Далее в мировом рейтинге угроз — риск, связанный с внедрением подрывных новых технологий конкурентами; возможность возвращения к территориальности,
Что же сегодня угрожает украинскому бизнесу по мнению локальных управленцев? Здесь ситуация остается неизменной. Регуляторные риски — традиционно мы не знаем, чего можно ожидать от государства. Плюс риски операционного характера. Возглавляет же список опасений наших топ-менеджеров кадровый голод. Эта тройка остается неизменной второй год подряд.
Такое сравнение ТОП-угроз позволяет сделать довольно простой вывод — мы находимся на абсолютно другом уровне развития, пытаемся решить базовые проблемы из иерархии бизнес-потребностей. Да, кто-то скажет, что мы двигаемся эволюционно. Но можем ли мы позволить себе ждать и решать проблемы по мере их поступления в мире, где продукт может устареть еще до того, как сойдет с конвейера?
Недавняя встреча бизнеса с новоизбранным президентом Украины показала, что наши предприниматели глубоко зарылись в свои рутинные проблемы, за что их тяжело упрекнуть. Вопросы из зала в основном касались налогообложения, взаимодействия с государственными органами, работы таможенной службы, повышения урожайности и др. В то время как сам Президент начал разговор с того, что сегодня приоритетом государства он видит сохранение и развитие талантов. К слову, впервые на моей памяти глава государства вынес этот вопрос в -приоритеты страны.
Украинский бизнес декларирует, что проблема с кадрами имеет место и является угрозой. Но когда приходит время и возможность действовать — сразу же вспоминаем о менее абстрактных проблемах. Частично подтверждает этот тезис и результаты исследования KPMG — только немногим больше половины (52%) украинских топов отмечают развитие кадрового капитала в качестве стратегии, которая обеспечит их организациям готовность к будущему. Напомню, что те же самые респонденты выделили проблему с кадрами как ключевой вызов для украинского бизнеса.
Мы говорим о том, как важно для Украины занять свое место в глобальной экономике, наращивать свою конкурентоспособность, спорим о стратегиях развития страны. Но всегда сфокусированы на решении «бытовых» вопросов бизнеса в перспективе «здесь и сейчас». Мы не мыслим глобально. Не видим себя в перспективе хотя бы десяти лет. Это основная причина того, что наша страна остается в роли догоняющего. Чтобы решить свои проблемы, нам нужно посмотреть на мир немного шире. Включая и взгляд на проблему кадрового голода.

Украина теряет будущее
Основа ИТ-бизнеса, как и любой другой компании из креативной индустрии — это люди, их знания и таланты. Поэтому вызовы, связанные с развитием кадрового капитала— для нас ключевой приоритет.
Трудовая эмиграция стала одной из главных опасностей для благополучия нашей страны. По заявлениям некоторых экспертов ежегодно Украину в поисках лучшей жизни покидает около 1 миллиона трудоспособных граждан. Да, это просто огромная проблема, и особенно в долгосрочной перспективе. Теоретически, с этим можно попробовать бороться. Однако практически ни одной стране в мире это так толком и не удалось. Почему Польша так рада принимать украинцев? Потому что сама испытывает похожие проблемы с трудоспособными кадрами — ее граждане предпочитают работать в Нидерландах, Великобритании или Германии. Единственный действенный выход для нас — существенно повысить уровень оплаты труда во всех сферах, общий комфорт жизни в стране, устранить социальное неравенство. К этому нужно стремиться, но такие трансформации невозможно сделать в одночасье.
Однако настоящая угроза, связанная с человеческим капиталом, гораздо более серьезная, чем эмиграция трудоспособного населения — отток за границу талантливой молодежи. Речь идет о школьниках и студентах, которые выезжают на учебу. Вероятность того, что они вернутся в Украину очень низка. Объемы этого явления уже исчисляются сотнями тысяч человек. Это проблема, которая касается не только ИТ-индустрии, но и практически всех других отраслей Украины. Вместе с подрастающим поколением мы теряем самое ценное для нашего будущего — мозги, таланты, креативность.
От слов к действиям
Нам необходимо научиться правильно использовать свой потенциал. Я работал во многих странах мира, но нигде не встречал таких талантливых и трудолюбивых людей, как в Восточной Европе, в частности в Украине. Добавьте сюда нашу сильную научную базу, образование, и вы получите очень мощное сочетание, которое способно укрепить нашу глобальную конкурентоспособность.
Наши сильные стороны — не самовосхваление. Посмотрите, например, на последние результаты Global Innovation Index: мы на третьем месте в мире по соотношению учеников и учителей в средней школе, на третьем по трудоустройству женщин с учеными степенями, на двенадцатом по охвату населения высшим образованием, на двадцать шестом по затратам на образование, занимаем пятнадцатую позицию в мире по созданию знаний, аналогичную — по экспорту информационных и коммуникационных технологий, на тридцать третьем по занятости с высоким уровнем знаний. Это прямое свидетельство наличия у нас потенциала для интеллектуальной экономики. Звучит неплохо, правда? Но можно еще лучше.
Если мы хотим преуспеть как государство и нация, нам необходимо совершить рывок в сфере развития талантов — время для эволюционного развития прошло. И многие страны прошли через такие процессы, в них нет ничего фантастического. Все, что нужно — отойти от проблематики «кадрового голода» и перейти к системному развитию талантов внутри страны.
Для дальнейшего развития наших сильных сторон необходима трансформация системы образования. Сегодня в Украине существует множество качественных образовательных программ от Киево-Могилянской Бизнес Школы, Украинского Католического Университета, Киевской Школы Экономики. Эти программы и опыт можно и нужно масштабировать, сформировать треугольник «государство-бизнес-образование». Взаимодействие этих трех сторон помогло построить сильную образовательную систему в США.
Как бизнес и государство могут здесь взаимодействовать в сфере образования? Например, запустив несколько масштабных программ по развитию предпринимательского мышления для государственного сектора, преподавателей, студентов и уже действующих частных предпринимателей, привлечь к программам крупные образовательные центры. Украинский офис ЕРАМ уже имеет позитивный опыт в этом направлении: на базе профильной ассоциации «ИТ Украины» мы запустили пилотную программу стажировки для преподавателей технических вузов Teachers Internship, совместно с Киево-Могилянской Академией запускаем пилотную магистерскую программу.
Уверен, если большая часть украинского бизнеса в тесном партнерстве с государством посмотрит в корень многих наших проблем и уделит должное внимание молодежи, у нас, как у страны и нации, будет шанс найти свое место на карте будущего.
Специально для НВ Бизнес
Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес