Транспортный безвиз Украины с ЕС: Преимущества и подводные камни

5 июля, 10:18
Эксклюзив НВ

Случилось то, чего многие годы ждали украинские перевозчики и экспортеры — Мининфраструктуры подписало соглашение с ЕС о либерализации автомобильных перевозок. В народе его окрестили «транспортным безвизом».

Игроки рынка называют решение о транспортном безвизе революционным — теперь нашим логистическим компаниям не нужны специальные разрешения, чтобы перевозить товары в европейские страны. Разберемся почему это важно и как скажется на украинском экспорте.

Видео дня

Охота на разрешения: как это было

До недавнего времени все водители логистических компаний должны были показывать на пограничных пунктах пропуска специальное разрешение — бланк со штрихкодом. Это один из пакета из десятка документов, необходимых для пересечения границы. Его сканировали, проверяли актуальность документа в базе. И уже тогда пропускали. Такие разрешения были разных видов: транзитные (для того, чтобы проехать по территории какой-либо из стран ЕС), или двусторонние — на разгрузку и загрузку от каждой страны отдельно. То есть, если нужно ехать из Украины в Бельгию, необходимы разрешения на транзит от Польши и Германии, а в Бельгии — на разгрузку и, соответственно, погрузку обратного груза. Нет разрешения на транзит — путь во многие европейские страны перекрыт. Разрешительную систему ввели, в частности, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия. Для нас Польша — это доступ в 12 стран ЕС, куда мы экспортируем свои товары.

И здесь было сложнее всего. Все эти разрешения ранее выдавались лимитировано, лишь определенное количество в год. Так, по данным Министерства инфраструктуры, квоты от Польши в 2008—2018 годах составляли 200 тыс. разрешений ежегодно, в 2019 году произошло уменьшение до 160 тыс. А в 2021 впервые не было предоставлено ни одного дополнительного разрешения.

Вот как это работает: разрешения распределялись в январе и все начинали движение. Но еще до конца года все лимиты заканчивались. 80% разрешений по 13 странам не было уже по состоянию на 1 октября. И так — три года подряд. Ведь количество этих разрешений было несопоставимо с товарооборотом: 95% экспорта и импорта между Украиной и странами Евросоюза — это работа автоперевозчиков. Не спасали и многократные разрешения, их на рынке было еще меньше. Дефицит сказывался на стоимости услуг. Например, в начале года перевозки по маршруту Берлин — Киев стоили 1 500 евро. А уже в конце года, когда разрешений на рынке было очень мало — достигали 3 500. Наши товары были буквально заблокированы внутри страны. А когда становилось совсем тяжело — выезжали благодаря иностранным транспортникам, чьи услуги стоили втрое дороже. А это соответственно влияло на стоимость товара для конечного потребителя. И получалось так, что в последние месяцы года логистические компании, в лучшем случае, работали в ноль.

По словам заместителя министра инфраструктуры Мустафы Найема, потери украинской экономики от недостатка разрешений на пересечение границы, начиная с 2018 года, оценивались в 400−500 млн евро. В частности, потому, что товарооборот с ЕС вырос — ведь Украина полностью отказалась от российского рынка.

Разрешения и война: что изменилось?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X