Необанки — новая реальность украинского финтеха

22 октября 2020, 09:15
Цей матеріал також доступний українською

Банковский сектор активно трансформируется на протяжении последних пяти лет: на рынке увеличивается количество необанков, классические отделения закрываются, а клиент уверенно переходит «в цифру».

Сегодняшние школьники — это поколение людей, которые, скорее всего, ни разу в жизни не зайдут в отделение банка. Это не значит, что они не будут пользоваться банковскими сервисами. Наоборот — они активно будут проводить безналичные расчеты, брать кредиты и открывать депозиты, однако все взаимодействие «банк-клиент» будет происходить в их смартфоне. И именно за эту аудиторию — поколение Z — конкурируют необанки уже сегодня.

Видео дня

На западном рынке за необанками закрепилось название Challenger Bank, поскольку они бросили вызов системе и вышли за пределы традиционного обслуживания. От классических они отличаются, прежде всего, собственной высокотехнологичной IT-инфраструктурой. Это основа для создания инновационных банковских продуктов и процессов, интеграции баз данных и коллабораций с другими сервисами, позволяющая быстро адаптироваться к изменениям.

Важными отличиями также являются отсутствие банковских отделений, 100% взаимодействие «банк-клиент» в режиме онлайн, быстрый онбординг клиента (ориентировочно в 35 кликов) и удобный UX/UI мобильного приложения, более выгодные условия по депозитам и кредитам, и одновременно — комфортный сервис поддержки клиентов.

Кроме этого, необанки наперегонки внедряют различные «фановые» возможности: например, самостоятельно создать дизайн своей виртуальной карты, заказать такси или цветы сразу в мобильном приложении или привязать к нему аккаунт в соцсетях. Интересен кейс американского Karat, который нацелен на аудиторию инфлюенсеров и блогеров, а информацию о количестве их подписчиков и динамику он, в частности, использует для принятия решений о кредитовании. Так необанки борются за аудиторию Y и Z. Функционально, кстати, все они очень похожи. Основные отличия и точки дифференциации — в маркетинге и технологиях. А также в том, кто и как готов бороться за клиента, слушать его потребности, выстраивать правильный клиентский опыт. Чтобы добиться последнего — приходится прилагать больше всего усилий.

В свое время первопроходцы необанковского «движения» — американские Simple, Moven и британский Atom — сделали акцент на создании современного интерфейса пользователя для банковских продуктов. Далее уже Monzo, N26, Revolut, Stariling предлагали клиенту аналитику расходов, функцию совместной оплаты (split bill). Monzo одним из первых позволил оплачивать счета одним кликом, Osper предложил устанавливать себе недельные лимиты расходов по картам, а Revolut стал незаменимым инструментом для путешественников, ведь поддерживает более 150 валют.

Если копнуть глубже, то первым банком без отделений был британский First Direct, который начал свою работу еще в октябре 1989 года. Обслуживание клиентов тогда проходило в телефонном режиме. За первые сутки было принято 1 тыс. звонков, а к 1995 году First Direct набрал портфель в полмиллиона клиентов.

С развитием интернета все большее количество банков начинали выводить свои продукты в онлайн. Стали появляться личные кабинеты на сайтах и мобильные приложения. Однако необанки в полном смысле этого слова массово начали набирать популярность в последние пять лет. Центром развития стала Западная Европа — и сегодня безоговорочным лидером является Великобритания. Украина также не остается в стороне.

Количество бесконтактных оплат и расчетов онлайн в Украине становится все больше. По данным Mastercard, в I квартале 2020 по сравнению с IV кварталом 2019 их число возросло на 7% и 8% соответственно. Украинцы активно осуществляют расчеты онлайн, особенно сейчас, когда им больше времени приходится проводить дома, находясь в изоляции и соблюдая карантин. Это быстро, удобно и безопасно. Учитывая эти тенденции, все без исключения бизнесы адаптируются и диджитализуются — традиционные банки не исключение.

По данным исследования Mastercard, проведенного в 2019 году, Украина входит в десятку европейских стран по объемам NFC-платежей и занимает 4 место в мире по темпам прироста этого показателя, обогнав Польшу, Канаду и ряд европейских стран. За последние два года у нас в 90 раз выросли операции бесконтактных оплат с помощью смартфона и на 25% ежемесячно растет количество подключенных устройств для NFC-платежей. Опубликованное в октябре исследования Kantar MMI показало, что каждый 5-й владелец смартфона в возрасте 12−65 лет раз в месяц и чаще использует приложения ApplePay или GooglePay. Это примерно 1,7 млн украинцев.

Такая ситуация способствует появлению новых необанков в нашей стране. Пользователь получает все больше возможностей на лучших условиях и поэтому все чаще предпочитает «банки в смартфоне». А конкуренция мотивирует последние развиваться и бороться за клиента, предлагая ему более удобное мобильное приложение и выгодные условия.

К примеру, в Британии, которая считается локомотивом мирового необанкинга, сегодня успешно сосуществует более 125 игроков. Высокая конкуренция на рынке позволяет им держать друг друга в тонусе и не прекращать совершенствоваться, что часто случается на устойчивых рынках.

Это особенно важно на бурном и меняющемся рынке, который направлен на захват молодой требовательной аудитории пользователей-миллениалов (digital nomads). Поэтому необанки «играют» не только и не столько на поле финансовых услуг, сколько выступают посредником для клиента и дают ему удобный инструмент для удовлетворения всех потребностей. Хочешь купить билет на поезд — легко, заказать такси — не проблема, оплатить коммунальные — пожалуйста, забронировать столик в ресторане — два клика. А еще получить на это все выгодный кешбэк. И главное — чтобы сделать это можно было просто.

Необанки — это перспективный тренд в мировой финансовой системе. Вряд ли они полностью заменят традиционные, но, очевидно, каждый год их будет становиться все больше. Слабые будут умирать, сильные — становиться сильнее. С большой вероятностью в ближайшие несколько лет нас ждет появление новой тенденции в банковском секторе: некий гибрид нео и классического банка. Так, например, традиционные банки будут усиливать направление диджитал на своей стороне и одновременно рассматривать возможности слияний и поглощений (M&A) с необанками при релевантном соотношении «цена-качество».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X