Сумма всех миров. Все, что вы хотели знать о Метавселенной и почему это приоритет Цукерберга

8 ноября 2021, 08:13

Термин Метавселенная подразумевает некое гипотетическое слияние разных форм цифровой «реальности» с, собственно, той реальностью, которую мы считаем настоящей. Что из этого может получиться?

1. Что такое Метавселенная

Официального термина Метавселенная с одним толкованием не существует. Чаще всего под Метавселенной понимается некая смесь виртуальной и дополненной реальности с реальным миром.

Видео дня

Важной особенностью Метавселенной станет возможность взаимодействия людей, которые находятся в разных местах реального мира, но благодаря технологиям дополненной или виртуальной реальности будут ощущать себя вблизи друг от друга, как бы взаимодействуя в единой реальности. Некоторые эксперты считают, что Метавселенная со временем получит какое-то другое название, но будет по сути следующей инкарнацией всемирной паутиной.

Сначала интернет был чисто текстовым (email, группы usenet), потом появилась «разметка» и «гипертекст», затем возможность загружать картинки, видео и осуществлять контекстный поиск по ним. Затем появились мессенджеры, видеозвонки и совместные рабочие столы. Возможности дополненной и виртуальной реальностей представляются следующим возможным этапом развития интернета.

Термин Метавселенная придумал американский фантаст Нил Стивенсон, который опубликовал в 1992-м году роман Лавина, ставший культовым в жанре киберпанк. Считается, что Лавина вдохновила братьев Вачовски на сценарий Матрицы.

Действие романа Стивенсона разворачивается в мире будущего, где крупные корпорации управляют целыми странами, а весь мир объединен трехмерной виртуальной реальностью. Именно она в романе Стивенсона и называется Метавселенной. Главный герой романа в реальной жизни работает разносчиком пиццы и едва сводит концы с концами. А в Метавселенной он — крутой хакер и воин-самурай. Его миссией становится задача остановить распространение наркотика под названием Лавина, который убивает людей и в виртуальной и в настоящей реальности.

Метавселенная станет суммой всех миров, как виртуальных, так и реального

Книга Стивенсона послужила основной для первого крупного и относительно успешного проекта в области виртуальной реальности — Second Life. Этот интернет-проект, наделавший шума в середине 2000-х, предлагал пользователям зарегистрироваться в виртуальном мире Second Life, создать себе аватар и вести там полноценную жизнь. Строить дома, начинать бизнес и даже заниматься сексом.

В Second Life можно было завести реальные деньги, обменяв их на виртуальные. Можно было оказывать другим пользователям платные услуги за виртуальные деньги, а потом вывести их из игры. Некоторые известные музыкальные исполнители давали в Second Life концерты. А Associated Press даже открыло там свой новостной офис.

Популярность Second Life спала к концу 2000-х вместе с зарождением социальных сетей. Проект не предполагал использование каких-либо гаджетов для того, чтобы сделать виртуальный мир «ближе» к пользователю. Интерфейс был рассчитан на использование только на ПК, что выглядело атавизмом в эпоху бурного роста популярности смартфонов после появления Apple iPhone.

Разговоры о Метавселенной вновь стали возникать в середине 2010-х на фоне появления разработок устройств дополненной (Google Glass) и виртуальной реальности (Oculus). Дополненная реальность предполагает «нанесение» виртуальных элементов на настоящую реальность. Например, если пользователь смотрит на окружающий мир сквозь очки дополненной реальности, то они могут давать ему дополнительную информацию об объектах из реальной жизни.

Прообразом этой технологии стало «зрение терминатора» из культового фантастического боевика Джеймса Кэмерона. Например, с помощью Google Glass была продемонстрирована возможность моментального перевода надписей с помощью Google Translate (очки накладывают перевод поверх реальной надписи). Теоретически, эта технология может наделять любого проходящего мимо человека аватаром. Осуществлять моментальный поиск в интернете по любому объекту, на который смотрит пользователь и т. д.

В отличие от дополненной, виртуальная реальность подразумевает полную «замену» реального зрения человека на виртуальный мир, в который он погружается целиком. Одним из популярных устройств, демонстрирующих возможности виртуальной реальности, стал Oculus Rift. Пользователь может переноситься в горы или джунгли, ощущая себя полностью в этом месте. Участие в играх в виртуальной реальности требует движений тела, как и в настоящей жизни. Отсюда растущая популярность Oculus в качестве гаджета для занятий фитнесом дома.

На текущий момент, термин Метавселенная подразумевает некое гипотетическое слияние разных форм цифровой «реальности» с, собственно, той реальностью, которую мы считаем настоящей. В результате такого слияния будет создано некое общее пространство, объединяющее реальный мир с цифровым.

На данный момент доминирующей концепцией такой Метавселенной является проект, описанный в эссе венчурного капиталиста Мэттью Болла. Оно было опубликована в начале 2020-го года (в начале 2021-го Болл опубликовал более расширенную и детализированную версию).

По мнению Болла, ключевыми характеристиками Метавселенной станут следующие моменты:

  • Объединение физического и виртуального миров
  • Общие законы Метавселенной для всех ее частей, вне зависимости от того, какая именно компания ее создала и ею управляет
  • Полноценная экономика, общая для реальной и виртуальной части Метавселенной
  • Функциональная совместимость виртуального и реального мира — возможность расплачиваться одной валютой, переносить свои покупки и аватары и т. д.

Таким образом, Метавселенная станет суммой всех миров, как виртуальных, так и реального. Очевидно, что ее создание невозможно без технологических приспособлений более совершенных, чем обычный компьютер (что показала, к примеру, история Second Life).

2. Какие технологии потребуются для создания Метавселенной

Для создания Метавселенной (вне зависимости от различных нюансов трактовки этого размытого термина) могут потребоваться определенные технологии. Часть из них вполне реальны и даже уже существуют. Другие же пока кажутся в некотором роде фантастическими.

Эксперты считают, что ключевое условие для развитие Метавселенной уже выполняется. Этим условием является скоростной интернет, способный передавать огромные объемы информации. В частности, сети 5G и Wi-Fi 6 имеют потенциал для передачи данных, который сложно полностью реализовать только стриминговыми сервисами или интернетом вещей (такое объяснение чаще всего дают обывателям маркетологи).

Однако именно виртуальная реальность может потребовать передачи данных в таких объемах и с такой скоростью, которую могут обеспечить сети 5G. Многие сегодняшние приложения для Oculus используют предустановленные графические образы, а объем информации, передаваемой по сети, достаточно невелик. Однако, по мере того, как будут появляться такие задачи, как виртуальное присутствие двух собеседников (физически находящихся в разных местах) в одном виртуальном пространстве, объем трафика будет расти.

Ни одно из устройств дополненной реальности до сих пор не стало коммерчески успешным и массовым продуктом. Больше того, провал Google Glass был настолько значительным, что компания в последние годы вообще не упоминает об этом проекте. Различные технологии дополненной реальности разрабатывают такие компании, как Sony, Lenovo, Samsung, Seiko Epson. Однако самые успешные такие решения пока имеют только узкоспециализированные применения.

На рынке устройств виртуальной реальности наибольшего успеха добилась Oculus (купленная Facebook), также пользуются определенной популярностью гаджеты HTC. Однако, на текущий момент — это нишевые продукты, востребованные в основном для игр.

3. Кто заявил о планах создания Метавселенной и какие перспективы

Свои планы о создании Метавселенной в той или иной степени озвучили несколько компаний. Еще несколько компаний никогда официально не говорили об этом, но, по мнению ряда экспертов, активно исследуют эту тему.

Facebook

В конце июля глава Facebook Марк Цукерберг объявил о том, что Facebook серьезно работает над Метавселенной, которую он определил, как смесь виртуальной и дополненной реальности с реальным миром. По словам Цукерберга, Метавселенная — это виртуальное пространство, «где вы можете присутствовать рядом с людьми в цифровой форме, т. е. это интернет, на который можно не просто смотреть, но внутри которого можно находиться».

При этом Цукерберг не скрывает, что рассматривает этот проект не как интересный эксперимент или побочный продукт компании. Он открыто заявляет, что Метавселенная — будущее Facebook. На встрече с инвесторами он заявил, что Facebook уже сегодня тратит около $5 млрд в год на разработку технологий, которые приведут к созданию Метавселенной.

«Я думаю, мы совершим переход от компании, которую считают социальной сетью, к компании, которая будет управлять», — заявил он.

Команда разработчиков Метавселенной будет частью подразделения Facebook Reality Labs, которое занимается исследованиями в области дополненной и виртуальной реальности.

Цукерберг отметил, что Метавселенная не будет попросту набором гаджетов, подключенных к одной и той же социальной сети (по сути такой набор у нас есть и сейчас). Будущую Метавселенную Цукерберг характеризует как «набор опытов с максимальной реалистичностью».

Цукерберг объясняет необходимость собственных разработок в этой области, в частности, тем, что Facebook не должен зависеть от политики магазинов приложений Apple и Google. Наличие собственной аппаратной платформы позволит Facebook не зависеть от конкурентов.

На текущий момент у Facebook есть две разработки, которые могут считаться прообразами устройств для Метавселенной. Это Portal (линейка видеоэкранов с камерами дополненной реальности) и Oculus (устройство виртуальной реальности).

В то же время Цукерберг в своих интервью, перечисляя перечень устройств, на которых будет «работать» Метавселенная, указывает также мобильные устройства, игровые консоли и гарнитуры дополненной реальности. На текущий момент у Facebook нет своих продуктов в этих категориях гаджетов. И ничего не известно о каких-либо планах в этом направлении.

По всей видимости, Цукерберг имеет в виду то, что Метавселенная будет работать на определенных гаджетах дружественных компаний.

Epic Games

Тим Суини, основатель Epic Games, которая создала Fortnite, в апреле 2021-го года отметился заявлением о Метавселенной, которое прошло практически незамеченным. Суини рассказывал журналистам о привлечении новых инвестиций в бизнес Epic Games. И упомянул о том, что инвесторы верят «в нашу версию Метавселенной». По словам Суини, Epic Games активно работает над созданием Метавселенной и связанных с ней «социальными опытами».

Как отмечают эксперты, некие элементы Метавселенной уже есть в таких знаковых продуктах Epic Games как Fortnite и Animal Crossing. Пользователи, которые в реальности находятся далеко друг от друга, могут в виде аватаров пребывать в едином пространстве, общаться друг с другом с помощью голоса, обмениваться предметами и даже платить друг друг в валюте.

Компания исследует, пока в игровой форме, возможность использования внутренней валюты в этих пространствах. Согласно некоторым публикациям Epic Games активно исследует тему блокчейна для создания внутренней валюты в своей Метавселенной.

Microsoft

Глава Microsoft Сатья Наделла недавно заявил на встрече с инвесторами, что компания надеется сыграть ключевую роль в «корпоративной Метавселенной». Детали он не назвал, но эксперты отмечают, что есть, как минимум, два признака того, что Microsoft серьезно работает в этом направлении.

Первый это — проект AltspaceVR, социальная платформа виртуальной реальности, которую Microsoft купила в 2017 году. Второй признак — серьезные инвестиции Microsoft в области облачного гейминга.

Также некоторые эксперты указывают, что Minecraft является неким ранним прообразом Метавселенной, на которой Microsoft отрабатывает схемы взаимодействия пользователей и зачатки цифровой экономики.

4. Критика Метавселенной

Скептики отмечают, что с Метавселенной есть несколько проблем:

  • Не совсем понятно, действительно ли все, кто говорит о Метавселенной, говорят об одной и той же концепции
  • Очевидно, что существующих сегодня технологий недостаточно для того, чтобы воплотить в жизнь даже часть заявлений Цукерберга о Метавселенной
  • Существуют серьезные опасения насчет приватности личных данных пользователей в этой гипотетической Метавселенной, возможно, эта концепция призвана лишь замаскировать еще большую степень отслеживания действий пользователя с целью окружать его релевантной рекламой
  • Существует вероятность, что для некоторых компаний (в частности, для Facebook и Microsoft) такая Метавселенная является лишь маркетинговой «оберткой» для идеи о том, чтобы обойти доминирующие на рынке смартфонов и планшетов Apple и Google и «общаться» с пользователями напрямую

Первые два момента можно считать «рабочими».

Допустим, Цукерберг и другие со временем договорятся о том, что именно считать Метавселенной и действительно смогут создать виртуальное пространство с общими правилами.

Технологии также могут подоспеть со временем, в особенности, если появление Метавселенной будет казаться все более реальным. В таком случае все больше разработчиков будут заинтересованы в том, чтобы создавать технологии для AR и VR. Тем самым приближая Метавселенную.

Однако соображения о приватности и маркетинге кажутся намного более серьезными.

Битва за портрет пользователя

Facebook постоянно обвиняют в чрезмерном интересе к привычками пользователей. Приложение Facebook на Android по умолчанию пытается получить доступ к камере и микрофону, чтобы отслеживать все активности пользователя.

Суть недавней войны Facebook с Apple также заключалась в борьбе за возможность следить за пользователем. Apple дала пользователю возможность запрещать приложениям отслеживать свои действия. Facebook аргументировал свое недовольство этими правилами тем, что это мешает показывать пользователю релевантную рекламу. И давать рекламодателям зарабатывать.

По мнению экспертов, в глазах Цукерберга зависимость от посредников (в данном случае, Apple и Google) является одной из главных проблем в развитии Facebook.

Цукерберг по сути является «информационным капиталистом» — главное достоинство Facebook для рекламодателей и партнеров это обладанием детальным портретом привычек и действий миллиардов людей на ежедневной основе. Такая информация важна для рекламодателей, которые готовы платить дороже за точно таргетированную рекламу. И даже для политических игроков (достаточно вспомнить историю с Cambridge Analytica во время выборов в США). Точно зная, что делают и лайкают пользователи, проще показывать им релевантную для них информацию, осуществлять социальный инжиниринг.

Apple, к примеру, ставит преграды на этом пути. Даже если предположить, что далеко не все пользователи iPhone запретят приложению Facebook отслеживать себя, тем не менее, «точность» социального инжиниринга становится намного меньше. А крупным рекламодателям проще обратиться в Apple напрямую с размещением таргетированной рекламы, чем работать с Facebook, которая теряет контроль над точностью информационного портрета пользователя.

Известно, что в следующей версии Android появятся аналогичные новшества в области приватности. Т. е. Google (с рядом оговорок) повторяет политику Apple, что еще больше ставит палки в колеса Facebook.

Для Цукерберга это может стать большой проблемой.

Если же соцсеть трансформируется в нечто иное, например, условную Метавселенную, доступ к которой будет осуществляться не через смартфоны (которые Facebook не разрабатывает), а через устройства дополненной или виртуальной реальности (к созданию которых Facebook приложил руку), то посредников не будет.

У экспертов по безопасности уже есть вопросы к Facebook Portal, которые могут наблюдать за пользователем круглосуточно и без контроля. Сложно даже представить себе, каким золотым дном для «информационного капитализма» окажется возможность напрямую без посредников наблюдать за социальной активностью пользователя в виртуальной реальности.

Речь даже не будет идти о разрешении на доступ к микрофону и камере в устройстве пользователя. Если пользователь надевает шлем виртуальной реальности, чтобы отправиться в некое пространство и поговорить с другим человеком, то весь поток информации, включая действия пользователя, его жесты, мимику, слова и т. д. будут проходить через устройства и сервера, которые полностью контролируются Facebook. Никто и ничто не помешает Facebook досконально знать своего пользователя. И очень точно таргетировать рекламу для него.

Маркетинговые соображения

Крупнейшие IT-компании все чаще попадают под преследование со стороны антимонопольных органов, правозащитных организаций, а также становятся объектами «внутренних разборок». В случае с Facebook можно указать на недавние инициативы Антимонопольного комитета США по отделению WhatsApp и Instagram от Facebook, многочисленные атаки правозащитников относительно слежки за пользователем и войну с Apple из-за рекламы.

Некоторые эксперты полагают, что Метавселенная, при всей размытости этого термина, может стать для Цукерберга способом изменить картину рынка таким образом, чтобы избежать этих проблем.

С этой точки зрения Метавселенная — это попросту маркетинговая «обертка» для создания социальной сети другого уровня, доступ к которой и само функционирование которой будет осуществляться таким образом, чтобы вывести ее создателей из-под удара.

Если Facebook хочет собирать еще больше данных о пользователях, никто не помешает это делать, если между пользователями и соцсетью не будет «прокладки» в виде смартфона. Используя устройство от Facebook для доступа в Метавселенную, также созданную Facebook, пользователь будет отдавать данные о себе напрямую.

Сложно представить себе, кто и как сможет помешать Facebook собирать всю мыслимую информацию о пользователе и использовать ее по своему усмотрению. Этот шаг позволит Facebook выйти из-под удара как правозащитных организаций, так и Apple и Google. Антимонопольные организации также не смогут атаковать простую конструкцию из «устройство + софт».

Нечто большее, чем продажа рекламы

Еще одной целью, которую возможно преследует Цукерберг, является расширение возможности коммерциализации. На текущий момент в соцсети можно с успехом продавать только рекламу.

Однако в Метавселенной возможна продажа буквально всего на свете, особенно если предположить, что будет создана криптовалюта, которая будет актуальной как в виртуальном, так и в реальном мире.

Речь идет не только об аватарах и «луте», как в нынешних Fortnite или Roblox, но и о реальных товарах. К примеру, пользователь сможет в виртуальной реальности зайти в магазин одежды на другом конце мира, примерять футболку, купить ее, и затем получить ее по почте в реальном мире. Facebook, в сущности, сможет зарабатывать на комиссии с таких продаж примерно так, как это делает сегодня Apple с продажами софта и игр в App Store.

Когда Цукерберг говорит о цифровой экономике в Метавселенной и о том, что Facebook будет зарабатывать вовсе не на продаже гаджетов для доступа к ней, он имеет в виду именно возможно зарабатывать «на проценте» с продаж.

Слушайте подкаст на эту тему

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X