Все общее: как работает sharing economy

31 июля 2019, 14:30
Цей матеріал також доступний українською

Как экономика совместного потребления меняет сферу логистики

Sharing economy (SE) — экономика совместного потребления — социальное явление, которое меняет потребительские привычки, создает новые бизнес-модели и заставляет пересмотреть многие процессы в компаниях.

Видео дня

Если давать академическое определение, то экономика совместного потребления — это социоэкономическая система, которая основана на совместном использовании материальных и человеческих ресурсов. Проще говоря, вместо того, чтобы покупать какую-то вещь или услугу, люди или компании просто берут ее в аренду, будь то квартира, машина, бытовая техника или логистический склад.

SE: с чего все началось

Концепция sharing economy активно обсуждалась еще в 90х годах, но в 2008 году началось ее интенсивное развитие, которое связывают с мировым экономическим кризисом. В этот период появляются такие гиганты, как BlaBlaCar (2006 год), Airb&b (2008 год) и Uber (2009 год). Эти компании нередко называют главными примерами экономической модели общего потребления.

В 2010 году концепцию SE описала Рейчел Ботсман в книге «What’s mine is yours: the rise of collaborative consumption» («Что мое — твое: стремительный рост совместного потребления»), назвав доверие, на котором базируется вся философия шеринговой экономики, главной валютой будущего. В том же 2010 журнал TIME отнес эту концепцию к одной из десяти глобальных идей, которые изменят мир.

Шеринговая экономика сегодня

К 2025 году совокупная прибыль рынка общего потребления достигнет $335 млрд

Согласно прогнозу PwC, в 2019 году 15% населения планеты, по крайней мере, один раз пользовалась шеринговыми сервисами. К 2025 году совокупная прибыль рынка общего потребления достигнет $335 млрд. По уровню дохода он догонит компании с традиционным подходом в тех же отраслях.

Причин такому стремительному росту несколько:

● развитие информационных технологий

● скорость, доступность и дешевизна интернета

● доступность гаджетов

● развитие интернет-сообщества

● востребованность кастомизированных сервисов

● потребители все чаще выбирают локальные компании с «человеческим лицом» вместо корпораций

● открытость пользователей к новым сервисам и получению нового клиентского опыта

● набирает популярность тренд «пользоваться» вместо «иметь»

По данным того же отчета PwC, в ближайшее десятилетие в Европе сегмент SE будет расти на 35% в год, захватывая новые секторы экономики, среди которых — логистика и ритейл.

Логистика под влиянием совместного потребления

Один из принципов шеринговой экономики — не используешь, значит теряешь. Он как нельзя лучше применим в логистике. Внедрив в работу совместное потребление, логистические компании смогут снизить расходы на складскую инфраструктуру, транспорт и персонал. Рациональное использование активов положительно отразится на конечной стоимости услуг/товаров, так как в нее изначально заложены расходы на логистику.

В отчете «Sharing economy logistics. Rethinking logistics with access over ownership», опубликованном в 2017 году логистическим гигантом DHL, рассмотрено несколько трендов, которые уже сейчас оказывают влияние на всю отрасль.

Совместное использование складов

Шеринг складских помещений предусматривает размещение информации о свободных площадях на цифровой платформе. Оплата проходит по гибкой системе pay per use — за фактическое использование пространства.

Пример применения. Стартап из Сиэтла Flexe разработал платформу для сдачи в аренду избыточных складских площадей. Она уже объединяет 370 складов на рынках 45 штатов, открыв доступ к свободному месту для размещения 400 тысяч поддонов.

Команда основателей Flexe (Фото: media.bizj.us)
Команда основателей Flexe / Фото: media.bizj.us

Flexe позволяет монетизировать складские помещения, которые не используются. Пользователям предлагается брать в аренду места для минимум 50 паллет на 30 дней, или на общую сумму от 500 долларов. Заработок стартапа — 20% с каждой транзакции.

Основные пользователи этой модели — небольшие ритейлеры и предприятия, производящие сезонную продукцию, когда склад используют всего несколько недель или месяцев.

Совместное использование транспорта

1 из 4 грузовиков на дорогах США и Европы едет пустым или не полностью заполненным, в Китае этот показатель достигает 40%

По данным консалтингового агентства Frost and Sullivan, 1 из 4 грузовиков на дорогах США и Европы едет пустым или не полностью заполненным, в Китае этот показатель достигает 40%.

Такое неэффективное использование транспортных мощностей и их простой сказывается на скорости и стоимости доставки, безопасности грузов, отслеживаемости посылок.

Эту проблему решают шеринговые сервисы для аренды мест в транспортных средствах. Совместное потребление при транспортировке меняет подходы к логистике, задает новые стандарты открытости и доступности логистических услуг.

Пример применения. Во всем мире создаются стартапы, которые решают задачу шерингового использования транспортных средств. В Европе это Saloodo! от DHL, Freightos, Convoy и Loadsmart в США, Huochebang в Китае.

Эти платформы работают по классической для SE схеме — берут определенный процент за каждую транзакцию. При этом пользователи получают доступ к транспортировке своих грузов, отслеживанию его месторасположения в режиме реального времени, отчетным документам, безопасным платежам.

По прогнозам DHL такие платформы будут применяться для перевозки грузов во всех видах транспорта.

Шеринг активов в B2B

Шеринговая экономика также может быть полезна для использования дорогостоящих активов.

OmniCampus
Фото: OmniCampus

Пример применения. Компании Yard Club и MuniRent — яркий пример того, как максимально эффективно использовать и распределять тяжелую технику между муниципальными органами и строительными компаниями. Внутри каждого склада есть специальный парк вилочных погрузчиков, погрузчиков поддонов и сложного погрузочно-разгрузочного оборудования, предназначенных для использования операторами логистики на протяжении всего рабочего времени. Если парк работает в 3 смены 24/7, то бывают моменты когда нет загрузки в течении одной или двух смен в день или даже на протяжении всех выходных. В эти часы не занятые активы можно было бы сдавать в аренду ритейлерам, как, например, IKEA, Wal-Mart, OBI и The Home Depot. Таким образом логистические провайдеры не только предоставляют доступ к рынку через платформу, но также могут основываясь на своем опыте об эффективной транспортировке сложного оборудования между локациями, поделиться своими знаниями и проконсультировать всех желающих.

Также sharing economy решает проблему самой дорогой (более 30%) цепочки доставки — «последней мили» за счет шеринга пунктов выдачи, почтоматов и т. д. Эта модель на самом деле не нова и была в том или ином виде реализована через агрегаторы. Например, компания Mail Boxes Etc. сотрудничает с множеством мировых служб курьерских доставок, как UPS, TNT, Pony Express, 4sides и т. д. Логистическим компаниям не нужно открывать собственные отделения, а можно стать частью сети. В будущем посредники могут уйти и компании с помощью платформы могут делиться своими ресурсами.

Специально для НВ Бизнес
Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X