Что такое эффективность бизнеса в измеряемых параметрах

18 ноября 2019, 10:30

Как оценить операционную эффективность бизнеса

Каждый бизнесмен стремится сделать свою компанию эффективнее, и каждая компания всегда может стать успешнее — предела совершенству нет. Предприниматели осознают, что для развития компании необходимо четко осознавать ее текущее положение. Каждый из них знаком с концепцией цепочки создания добавленной стоимости, но далеко не все четко видят эту цепочку внутри своего бизнеса.

Видео дня

Оценка операционной эффективности, диагностика цепочки создания добавленной стоимости и выявление узких мест — главный этап подготовки к развитию. Опираясь на многочисленные кейсы консультаций бизнеса, я выработал схему оценки эффективности бизнеса, которая позволяет комплексно проанализировать компанию.

Процесс оценки должен пройти через четыре обязательных этапа:

1. Анализ эффективности. Это фундамент диагностики предприятия, на котором строится весь дальнейший процесс. Начинается анализ с основных параметров — определения ключевых статей расходов и доходов, рассмотр каждого направления и функциональной единицы. На основе этих показателей вырисовывается реальная цепочка формирования добавленной стоимости. Уже на этом этапе, если анализ производится достаточно глубоко (руководство откровенно проводит анализ внутри компании или привлекает внешних независимых консультантов) часто выясняется, что реальная цепочка отличается от той, что существует в представлении менеджеров.

Далее, необходимо рассмотреть эту цепочку и выявить основные места формирования затрат. Все затраты должны быть рассмотрены и отфильтрованы по статьям, их нужно выделить в отдельные группы, выделить жизненно необходимые и второстепенные категории.

2. Анализ корневых причин и рычагов. Сразу же за анализом трат необходимо выявить причины неэффективного расходования средств. На этом этапе стоит создать отдельные карты потоков создания ценности поуровнево по процессам. Такой подход поможет найти все узкие места в формировании добавленной ценности, описать влияющие на них факторы и рычаги. В результате анализа на этом этапе, необходимо сформировать список корневых причин появления узких мест и реальных рычагов, с помощью которого управленец может влиять на эти проблемы.

3. Оценка рычагов и постановка целей. Следом за поиском рычагов, нужно оценить их эффективность и способность решить выявленные проблемы. На данном этапе определяется общее влияние этих рычагов на эффективность компании. Далее происходит систематизация рычагов и проводится их сопоставление с основной целью бизнеса.

Затем формируется список более подробных целей и сопоставляется с имеющимися рычагами влияния. Подробные цели детализируются по времени и объему ресурсов, необходимых для их достижения, и с помощью полученной карты трансформации, предприятие переходит к заключительному этапу.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

4. Пилотные проекты и приоритизация. Этот этап начинается с расстановки приоритетов по сформированным подробным целям; внимание фокусируется на тех, которые окажут наибольшее влияние на конечный результат с наименьшими затратами ресурсов. Из этих целей формируются конкретные пилотные проекты, имеющие четко определенные ресурсы, временные рамки и цели.

Важный момент — проекты, начатые на этом этапе, не являются полноценной трансформацией предприятия. Это — пилотные проекты, цель которых не столько мгновенно привести бизнес к процветанию, а подтвердить выработанное в процессе оценки решение. Если же пилотные проекты не принесут ожидаемого результата — они помогут понять, что и на каком этапе было определено неправильно, и скорректируют общий курс трансформации бизнеса.

Оценка операционной эффективности кажется простой только на первый взгляд. Тем не менее, построенная на проверенных методиках оценка, способна указать на крупные упущенные возможности, и подтолкнуть бизнес к стремительному росту.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X