Что страна получит от транспортной стратегии
Принятие Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года – дает зеленый свет на реализацию инфраструктурных проектов совместно с Европейским Союзом.
Более года команда Минифраструктуры вместе с экспертами Еврокомиссии готовила НТС 2030. За это время Министерство провело региональные обсуждения от Мариуполя до Ужгорода, согласовали стратегию с Укравтодором, МПС, Администрацией морских портов, Государственной авиационной службой. Наконец 30 мая 2018 Кабинет Министров Украины утвердил НТС 2030, определяющую приоритеты в развитии инфраструктуры и дает зеленый сигнал к дальнейшим действиям.
Вместе с экспертами Всемирного банка и Еврокомиссии Минифрастуктуры готовит План инфраструктурных проектов, которые будут реализовываться в рамках НТС 2030. Хочу выделить наиболее знаковые среди уже начавшихся европейских проектов.
Электрификация железнодорожного направления Долинская – Николаев – Колосовка
Кредитное соглашение между Украиной и Европейским инвестиционным банком было подписано еще 19 декабря 2016 с целью привлечения кредитных средств в размере € 150 млн, необходимых для реализации проекта Электрификация железнодорожного направления Долинская – Николаев – Колосовка. Кредитное Соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на € 150 млн было подписано 30 декабря 2017. Общая стоимость проекта € 360 млн (€ 60 млн собственных средств Укрзализныци), кредитная ставка EURIBOR + 1%, срок погашения 15-25 лет.
Проектом предусмотрено строительство второго пути длиной 254 км, электрификацию и модернизацию систем сигнализации и связи на направлении Долинская – Николаев – Колосовка, что в свою очередь позволит увеличить уровень пропускной способности этого направления, обеспечить энергосбережение при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом и уменьшить эксплуатационные расходы. Это значительные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру Кировоградской, Николаевской и Одесской областей, в свою очередь позволит:
- решить проблемы с пропуском грузов в направлении портов Одессы, Николаева и Херсона;
- поднять участковую скорость движения поездов на 20 - 25%, что позволит сократить срок доставки грузов, а также существенно уменьшить эксплуатационные расходы, связанные с улучшением организации движения поездов, а именно избежать значительного количества торможений и разгонов поездов;
- получить значительную экономию дизельного топлива и улучшить экологическую ситуацию в регионе за счет исключения вредных выбросов (продуктов сгорания дизельного топлива) в атмосферу общим количеством 11 тыс. т/год;
- дополнительно создать около 300 квалифицированных рабочих мест.
Развитие городского пассажирского транспорта в городах Украины
Финансовое соглашение (проект Городской общественный транспорт в Украине) между Украиной и ЕИБ подписано 11 ноября 2016 и 12 апреля 2017 ратифицировано Верховной Радой Украины. Цель проекта развитие городского пассажирского транспорта в 11 городах Украины (от Львова до Харькова, от Чернигова до Одессы), направленных на развитие городского электротранспорта. По факту, что получат жители городов – обновленные парки автобусов, трамваев, троллейбусов, строительство и реконструкцию трамвайных и троллейбусных линий. Проект также предусматривает замену тяговых подстанций, внедрение современных систем оплаты проезда и информационных систем.

Мининфраструктуры совместно с городскими коммунальными предприятиями в 2018 году утвердило тендерную документацию для:
- увеличения инвентарного парка подвижного состава городов – новых 95 трамваев, 686 троллейбусов, 164 электробусов;
- уменьшения доли изношенного подвижного состава с 87% до 76%, несоответствия требованиям законодательства контактной сети трамвайной и троллейбусной линии и тяговых подстанций соответственно с 1133,2 км до 1052,45 км (более 7%) и с 99 ед. до 91 ед. (более 8%);
- увеличение объема пассажироперевозок городским электрическим транспортом на 200 млн пассажиров/в год.
Общая стоимость проекта составляет около € 400 млн, из которых € 200 млн – кредитные средства ЕИБ под государственные гарантии. Срок реализации 5 лет, срок погашения – 22 года, со ставкой EURIBOR + 1%. Еще € 200 млн планируется профинансировать за счет кредитных средств ЕБРР, привлеченных под государственные и местные гарантии.
Строительство третьей линии Харьковского метрополитена
11 декабря 2017 были подписаны финансовые соглашения по дальнейшему строительству Харьковского метрополитена с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Запланировано выделение около € 330 млн, из которых € 160 млн – ресурсы ЕБРР, € 160 млн – ЕИБ, до € 10 млн – средства местного бюджета Харькова. Проект призван улучшить транспортное обслуживание населения города Харькова и вообще увеличить удельный вес пассажирских перевозок метрополитеном. С введением в эксплуатацию указанных объектов метрополитена, эксплуатационная длина третьей Алексеевской линии увеличится на 3,47 км и составит 14,45 км, а общий пассажиропоток увеличится на 25 млн. пассажиров в год.
Проект имеет три составляющие:
- строительство третьей линии Харьковского метрополитена от станции Метростроителей до станции Одесская;
- строительство электродепо Алексеевское с соединительной веткой к третьей линии Харьковского метрополитена;
- приобретение подвижного состава метрополитена в количестве 85 вагонов.
Как результат, харьковчане получат две дополнительные станции. Кроме этого, доля метров общегородских пассажирских перевозках возрастет до 55%, что позволит внедрить быстрое и комфортное перевозки пассажиров, оптимизировать режимы работы энергоисточников при внедрении энергосберегающих технологий и нового энергоэкономичного оборудования, разгрузить наземную транспортную часть.
За этими проектами стоит работа большого количества людей в органах государственной и местной власти, предприятиях транспорта, европейских экспертов. Привлечен уже миллиард евро в инфраструктуру Украины, а в целом НТС 2030 предусматривает привлечение € 50 млрд из бюджетных средств, кредитов и инвестиций для того, чтобы транспорт и инфраструктура стали европейскими.