Сериалы, новости, шоу. Что и как смотрели украинцы в 2020-м

24 февраля 2021, 13:15

Тренды медиаиндустрии — что изменилось в предпочтениях аудитории.

Нет, наверное, ни одного бизнеса, который бы не испытал влияния эпидемии коронавируса. И если говорить о медиа и, в частности, о телевидении как бизнесе, то индустрия также ощутила на себе многостороннее влияние ситуации в Украине и мире. Выиграл тот, кто смог превратить сложности в возможности и заложил для них пространство для развития и результатов в 2021.

Видео дня

За прошлый год все поняли, что на самом деле, чтобы расти, нужно двигаться еще быстрее, производить быстрее, быстрее адаптироваться и оперативно принимать правильные решения, быть гибкими и изобретательными. В то же время не забывая мониторить, как работают другие — конкуренты, рынки — анализировать, в какой ситуации находится их производство телевизионного продукта.

Нельзя не учитывать ситуацию в мире — что происходит у мейджоров (крупные международные киностудии), которые в течение года отменяли производство и большие события, переносили премьеры и оптимизировали свои бизнесы. Важно понимать, каким образом они будут обновлять свои пакетные предложения, оставят ли права для линейного телевидения или пойдут на платформы. Соответственно, конкуренция и борьба за зрителя будут расти.

Для себя за этот год мы пытались лучше понять предпочтения своего зрителя. Не секрет, что во время локдауна ТВ стало едва ли не единственным источником развлечений. К примеру, согласно отраслевому отчету международной компании Global Audience and Content Evolution в 2020 году, в отдельных европейских странах ТВ-смотрение в этот период возросло от нескольких десятков минут до часов. А в Италии ТВ-смотрение составило 6 часов 13 минут в среднем (это 2 часа по сравнению с 2018 годом). В Украине же среднее время телесмотрения во время весеннего локдауна выросло почти на час по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Однако, кроме увеличения смотрения во время локдауна, не стоит забывать о таком факторе, как большие семейные праздники. Их украинцы и дальше встречают вместе с ТВ. Телевизор все еще остается неким «камином», у которого собирается семья. Это заставило нас задуматься над таким фактором, как совместное смотрение, и частично пересмотреть подход к целевой аудитории телеканалов. Были гипотезы, что совместное смотрение превалирует или смотрение ЦА должно превалировать в стратегии производства и планирования сетки для аудитории. Но поняли, что нужно работать в обоих направлениях. Целевая аудитория является доминантой, совместное смотрение — тот фактор, который важно учитывать при планировании.

Уже очевидно, что мы должны делать ставки на крупные развлекательные шоу, которые являются уверенными лидерами своих праймовых слотов с частицами 16,4% у «Голоса страны» (10 сезон), 17,2% у «Танцев со Звездами» и 14,2% у нового проекта «Маскарад». Еще двумя столбами нашего эфира является сериальный и новостийно-информационный контент.

Более очевидным стало, что стоит развивать и усиливать бренды не только флагманских телеканалов. Вообще, 2020-й год был, в определенной степени, кризисным для украинского ТВ — доля измеряемого ТВ снизилась на почти 6 п.п. по аудитории 18−54 (50 тыс.+), в том числе из-за изменения модели дистрибуции ТВ на фоне кодирования спутникового сигнала основными медиагруппами. При этом, когда большинство ТВ-каналов теряли показатели, мы находились на своих позициях или росли. ПЛЮСПЛЮС добрал больше, чем 0,5 п.п. доли, что является хорошим результатом. Собственно, именно благодаря этому потери аудитории группы 1+1 media самые низкие среди четырех крупных медиагрупп.

Важным было и остается производство контента. И здесь новый тренд этого года — развитие платформ и совместное производство контента. В прошлом году этот тренд начал появляться на украинском телевидении. 2+2 вместе с ТВ-платформой сняли сериал «Ангелы». Зрителям платформы сериал был доступен эксклюзивно за неделю до премьеры на телевидении. Думаю, такие коллаборации станут трендом этого года.

Также прошлый год показал, что основные победы для всех игроков индустрии были в новых проектах. То, что было запущено впервые в 2020, собирало достойные показатели просмотра. Вместе с тем в тренде остается стабильность. Даже с невысокими показателями, но при наличии долговременной стратегии и понимания своего зрителя, чего он ждет, когда включает канал, победа будет. Это демонстрируют все игроки рынка. То есть если есть понимание, какой продукт смотрит аудитория, то нужно придерживаться стратегии и производить именно этот контент — больше, лучше, качественнее. Тогда ожидания своей аудитории будут оправданы, и, с учетом еще одного тренда — постоянно растущей конкуренции среди национальных телеканалов, даже удастся привлекать дополнительных зрителей.

В новый год все журналисты вошли с амбициозными планами и определенным опытом, как работать в условиях неопределенности или строгих запретов. Онлайн-шоу из-за кучи ограничений стали более технологичными, но это стоило больших усилий, чтобы приспособиться: в 2020 у нас были и залы без зрителей, и участники шоу через ZOOM, и использование современных технологий, чтобы продолжать поражать, и целая логистика перемещений по съемочным павильонам, чтобы избежать скоплений и обеспечить дистанцию. Поэтому я уверен, наступивший год будет очень интересным, богатым на различные и, главное, высокомаржинальные продукты, поскольку все будут считать бюджеты. Возможно, будет так, что сезон почти не будет прекращаться, будет небольшой летний перерыв, ведь высокая конкуренция и пандемия диктует нон-стоп производство и, соответственно, развитие рынка.

Также не может не радовать то, что украинское телевидение становится еще более цивилизованным — кодирование спутникового сигнала в начале 2020 года разрешило перевести большую часть зрителей с неконтролируемого бесплатного спутника в легальные типы приема, где доступ к контенту регулируется украинским законодательством. Тенденция увеличения абонентской базы PayTV позволяет телеканалам еще больше инвестировать в качественный и уникальный контент, который будет интересен зрителям.

Развитие простимулирует и новая конфигурация рекламного рынка, с которой медиаиндустрия вошла в 2021. Сложившееся партнерство дает больше возможностей медиагруппам для получения доходов от рекламы. Таким образом, усилия по программингу в развитии телеканалов будут прямо пропорционально отражаться на наших доходах. Такая прямая корреляция даст возможность грамотно рассчитать экономику проектов и позволит стабильно развиваться.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X