E-commerce жив? Что происходит с онлайн-продажами в Украине во время войны

22 июня, 10:37

Вторжение РФ почти полностью остановило интернет-торговлю в Украине в феврале. Все представители e-commerce должны были быстро адаптироваться к новым условиям, чтобы сохранить бизнес. Удалось ли им это сделать и с какими проблемами они столкнулись?

Большие проблемы для крупного бизнеса

Маркетплейс Rozetka всегда был лидером в украинском e-commerce и с его возможностями мог мало кто сравниться. Но даже такой развитый бизнес не выдержал удара, нанесенного войной. По словам владельца компании Владислава Чечеткина, ежемесячный оборот Rozetka упал с 4 млрд до 23 млн грн за первые три недели боевых действий. Линия фронта проходила в 3 км от складов компании вблизи Киева — маркетплейс не мог обрабатывать заказ, а точки выдачи и магазины разграблялись и уничтожались оккупантами.

Видео дня

Ко всем проблемам прилагались долги перед крупными поставщиками, о которых они писали в комментариях на фейсбук-странице Чечеткина. На что владелец Rozetka отвечал довольно депрессивно: «если будем существовать — рассчитаемся». Ситуация оказалась настолько сложной, что пришлось сократить большинство сотрудников, например почти всю команду разработки. Чечеткин заявил, что у компании просто нет средств, чтобы платить зарплату программистам.

Положительные изменения для Rozetka появились в апреле, когда украинская армия отбросила захватчиков от Киева и севера страны. По состоянию на конец мая маркетплейс возобновил работу 200 из 270 точек выдачи по всей стране. А к работе вернулась половина сотрудников из восьмитысячной команды, которая была до войны. Главной положительной тенденцией Чечеткин считает массовый возврат продавцов на маркетплейс.

Трудности с логистикой и поставкой товаров

Из-за боевых действий, охвативших существенную часть Украины, система внутренних перевозок значительно усложнилась. На отдельных работающих отделениях почты образовались огромные очереди, а сроки доставки стали непредсказуемыми. Определенный хаос в стране привел к тому, что посылки терялись или их просто не забирали покупатели, которым было не до своих заказов.

Еще более сложной была ситуация с поставкой товаров из-за границы. В отличие от внутренних хоть как-то работавших перевозок, международная логистика коллапсировала. Авиасообщение прекратилось, а морские порты заблокировали оккупанты. Поставки товаров свелись к автоперевозкам, что значительно дороже и дольше схем поставок, к которым привыкли предприниматели. Значительное количество интернет-магазинов перешло на продажу товаров из существующих запасов, которых хватило бы на 1−2 месяца. За это время магазины должны были найти новых поставщиков и наладить логистику.

До нападения россии, в феврале магазины обрабатывали около 16−20 тысяч заказов в день, а в первую неделю войны — всего 7% от этого количества

По статистике от Новой Почты, в первую неделю войны объемы перевозок упали с 1 млн отправлений в день до 50 тысяч. Такое падение было связано с остановкой работы интернет-магазинов и маркетплейсов. Ведь при нормальных условиях 70% перевозок Новой Почты — это интернет-заказы.

На второй неделе войны показатели Новой Почты начали расти, что стало индикатором возобновления интернет-торговли в Украине. К концу марта компания перевозила уже 350 тысяч посылок в сутки, 60% из которых были интернет-заказами. Поблагодарить за это следует и малый бизнес. Предприниматели быстро вернулись к работе, по сравнению с крупными компаниями, и начали собственноручно двигать украинский e-commerce вперед.

Возобновление малого и среднего бизнеса

Малый бизнес столкнулся со схожими проблемами, как у крупных компаний, вроде Rozetka. Предприниматели также потеряли доступ к складам, имели дело с падением доходов и трудности с поставкой товаров. Но им было легче решить эти проблемы из-за значительно меньшего размера бизнеса, поэтому они восстановились быстрее. Например, отдельным продавцам даже не пришлось переносить склад, потому что товары малогабаритны и хранятся дома — это позволило возобновить работу через неделю после начала войны.

Во многих случаях возвращение к работе интернет-магазина зависело от местонахождения продавца. Предприниматели, которые располагались в областях, не охваченных боевыми действиями, останавливали продажи всего на несколько дней. Некоторые даже возобновили работу раньше, чем оправилась почта, поэтому первое время развозили заказ личным транспортом.

Труднее было предпринимателям, которые находились непосредственно в зоне боевых действий. Они должны были перенести склады и эвакуировать сотрудников в безопасное место. Как показывает опыт, в среднем передислокация длилась около месяца. Для ускорения восстановления магазины перевели часть рабочих на дистанционную работу. Таким образом, люди могли работать, находясь в безопасном и удобном месте.

Быстрое восстановление представителей малого бизнеса предоставило им преимущество в продвижении. Пока большие игроки решали свои проблемы и не использовали платную контекстную рекламу — у магазинов с небольшим бюджетом появились новые возможности. Они стали заметнее и продвигались по запросам, где раньше была слишком высокая конкуренция и стоимость рекламы. Предприниматели рассказывают, что, например, цена клика в Google Shopping в марте была в 4 раза ниже обычного. Сейчас все возвращается в привычное состояние и крупный бизнес снова занимает передовые позиции в рекламе.

Как изменилось количество заказов в интернете из-за войны войны

Хорошоп обслуживает 3 200 интернет-магазинов, среди которых есть представители бизнеса разных масштабов. Мы считаем общее количество заказов, которые они генерируют, чтобы понимать темпы обновления e-commerce. Своими данными мы делимся с Opendatabot, где каждый желающий может отследить динамику работы украинских интернет-магазинов во время войны.

До нападения россии, в феврале магазины обрабатывали около 16−20 тысяч заказов в день, а в первую неделю войны — всего 7% от этого количества. Стагнация рынка сохранялась почти до средины марта, когда продавцы начали активно возобновлять работу. В конце марта интернет-магазины смогли выйти на уровень 8 тысяч продаж в день. Постепенный рост продолжался в течение всего апреля. К концу месяца магазины ежесуточно обрабатывали уже 12 тысяч заказов.

Настоящий прорыв произошел в мае, когда через три недели продавцы закрепились на уровне 85% от показателей довоенного времени. Если динамика сохранится, то уже в июне магазины добьются показателей, которые были в мирный период февраля. Это отличный результат, учитывая, что война до сих пор продолжается, а начинать пришлось почти с нуля. Однако для полного обновления интернет-магазинам еще нужно время. При нормальных мирных условиях объем заказов весной должен быть намного выше, чем в феврале, из-за сезонности товаров.

Развитие интернет-магазинов в условиях войны

Для части предпринимателей развитие бизнеса стало условием выживания во время войны. Падение спроса и доходов вынудило интернет-магазины искать новые аудитории покупателей. Многие обратили внимание на рынок Польши из-за его развитости и территориальной близости к Украине. Украинские продавцы раньше выходили на польский рынок, но теперь им заинтересовались массово.

Магазины с ограниченными возможностями продают товары за границу с помощью международной доставки, а имеющие больший бюджет — официально регистрируют бизнес в Польше и арендуют склад. В первом случае покупателями становятся в основном украинцы, выехавшие за границу, во втором все жители Польши. Впрочем, каждый из этих вариантов приносит пользу как предпринимателям, так и Украине в целом, благодаря росту экспорта.

В целом украинский e-commerce проявил себя выше всяких похвал. Бизнес достаточно быстро адаптировался к сложным условиям военного времени и начал постепенно работать на восстановление. Впереди у нас еще много работы, но можно с уверенностью сказать, что мы справимся.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X