Оценка рисков или политика? Что на самом деле происходит с перелетами в Украину

14 февраля, 11:07
Цей матеріал також доступний українською

Очевидно, что никто точно не считал риски, а принято решение, которое минимально стоит для британцев и американцев, и в то же время максимально разгоняет панику.

Страхование (в том числе самолетов) — это о принятии решений на основании оценки рисков. Больше риски = больше стоимость страховых платежей, вплоть до безумных в воюющей стране. В неспокойные страны тоже летают — Турецкие авиалинии аж бегом летают и в Сомали, и в Кабул, и в Мазари-Шариф, и везде, где только можно: в Ирак, и в Эфиопию (где реально война с танками, а не «может быть, что-то случится», как у нас).

Видео дня

Если в стране, в которой не произошло еще ничего, авиационные страховки даже не просто поднимают, а останавливают полностью, и говорят о полном отказе британских страховщиков страховать авиа Украины, то, наверное, это — не об оценке рисков, а о политическом решении. Разве риск в Аддис-Абебе или Могадишо ниже, чем во Львове или Ивано-Франковске? Риски в Кошице ниже, чем в Ужгороде, до которого ближе, чем от Борисполя до Борщаговки? Очевидно, что никто точно не считал риски, а принято решение, которое минимально стоит для британцев и американцев, и в тоже время максимально разгоняет панику (напомню, самые большие мировые авиастраховщики именно британские, и все наши СК Бусин и прочие перестраховываются у британцев).

Совершенно очевидно, что риски в аэропортах Сумы, Днепр и Харьков сильно отличаются от рисков во Львове или Ужгороде, до которых крайне сложно достать хоть С300-С400, хоть физически солдатам на БТР. Но решения пока не принимаются в пользу того же Львова. Просто с организационной точки зрения оставить Львов, как точку вывоза и связи Украины с миром, было бы разумно и ответственно, но решения скорее всего будут приниматься такие, чтобы посеять максимальную панику и вызвать максимальный международный шум.

Вероятнее всего решение по страховкам будут приниматься сегодня вечером и завтра утром, и вы сами увидите, хотят максимальной паники или действительно взвесили риски и отреагировали адекватно ситуации. Авиакомпании, особенно европейские, будут вынуждены реагировать закрытием рейсов в Украину, но они будут всего лишь реагировать на решение британских и американских страховщиков.

Если в стране, в которой не произошло еще ничего, авиационные страховки даже не просто поднимают, а останавливают полностью, и говорят о полном отказе британских страховщиков страховать авиа Украины, то, наверное, это — не об оценке рисков, а о политическом решении.

Я уже проходил подобную ситуацию в Грузии в 2008 году, когда страховые платежи подняли до $30 тыс. за рейс — заметьте, не остановили совсем страховки, а подняли до небес. Авиакомпании, отставив в сторону самолеты, владельцы которых были против полетов в Грузию, благополучно выполнили десятки рейсов в Тбилиси и Батуми. За счет сумасшедших цен на страховки билеты поднялись в цене в разы, но и МАУ и в первую очередь Аэросвит выполнили много рейсов. Оставаясь главными связывающими звеньями Грузии с миром.

Я о чем? О том, что полностью полеты точно не остановят ни при каких условиях. Но часть рейсов, в первую очередь европейских перевозчиков остановят, а часть точно останется. Все украинские авиакомпании имеют часть самолетов в собственности, и они сами будут принимать решения, летать или не летать. И это хоть чуть-чуть заставит украинцев ценить свои авиакомпании, именно украинские компании будут вынуждены летать даже когда многие другие уже остановятся.

Цены на перелеты могут вырасти в разы, и даже в огромные разы. Причем это не будет зависеть от авиакомпаний — если страховка вместо 2 тысяч за рейс будет стоить 50 тысяч за рейс, то понятно, что билет не сможет стоить столько же.

И главное, пока эти решения, как мне кажется, не о реальных рисках и реальной угрозе, а скорее о нагнетании ситуации (иначе многие вещи делались бы по-другому). Поэтому пока нет причин для паники даже близко. Смотрим, наблюдаем и ждем, когда это все уляжется.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X