На что и сколько тратят украинские семьи в праздничный период
Исследование рождественских потребительских настроений украинцев.
Наше агентство опросило 1166 граждан Украины, 45% мужчин и 55% женщин во всех регионах, во всех возрастных группах, всех типах населенных пунктов и с разными уровнями доходов домохозяйств. Опрос проводился методом Google-анкеты, распространявшейся через Facebook и Instagram с 24 ноября по 12 декабря.
Характерно, что многие респонденты критиковали именно решение исследовать предновогодние настроения, что показывает, насколько чувствительна и неоднозначна сама идея празднования для многих украинцев во время войны в стране.
Главный вывод исследования — 34% украинцев утверждают, что не планируют отмечать новогодние праздники, а те, кто планирует не только праздновать, но и делать предновогодние подарки, готовы потратить на них в среднем 2190 грн (~$60 по курсу НБУ). В ноябре 2020 года эта цифра была около $78.
Меньше тратить на праздники планирует абсолютное большинство респондентов. Почти половина не планирует тратить более 1 000 грн или ~$25 и это понятно, потому что больше половины домохозяйств респондентов (55%) имеют доходы ниже $500 в месяц или менее 20 тысяч грн.
Традиционно украинцы покупают подарки в последний момент — 70% в декабре. Основным подарком будут сладости и мелкие сувениры. Среди подарков третье место — за переводами на армию и волонтерам. По сравнению с опросом 2020 года на 4% выросла доля тех, кто вообще не делает предновогодних подарков.
Главными факторами выбора товара или услуги остаются цена и качество. Важные изменения произошли в восприятии значимых действий брендов, склоняющих выбор потребителей в свою пользу. Так, одними из главных ценностей, влияющих на выбор продукта, являются поддержка армии, волонтеров, выход с российского рынка и проукраинская позиция.
Из-за войны состояние экономики сильно ухудшилось, что не могло не повлиять на сбережения семей. Именно поэтому для большинства потребителей цена становится ключевым фактором. Ведь почти у половины украинцев — 48%, сбережения уменьшились, а треть — 28% вообще их не имеет.
Интересен показатель того, что чем старше респонденты, тем выше показатель отсутствия сбережений. 40% респондентов в пенсионном возрасте не имеют сбережений и им сложно прогнозировать, на сколько вообще хватит их финансов.
Несмотря на все проблемы, снижение доходов и сбережений, 66% украинцев планируют отмечать праздники. Среди них абсолютное большинство, 94% респондентов, планирует праздновать дома с близкими.
Среди тех, кто планирует праздновать вне дома — основное место — город или рабочее место. Связано это в том числе с тем, что украинцы начали больше работать во время войны и меньше отдыхать. Выделить можно такие должности как руководители и заместители руководителей предприятий — они стали работать вдвое больше, 53%. У предпринимателей этот показатель вырос на 6%, а у правоохранителей и военных на 78%.

Находясь под постоянным давлением новостей с фронта и отключений электроэнергии, большинство респондентов в принципе не говорят об отдыхе. Более половины, 55%, отдыхают меньше, чем в прошлом году.
Главное, что мы узнали — украинцы даже в этом году, несмотря на личные и общие сложности, верят в ВСУ, донатят и готовы встретить новый год с надеждой на победу. Ведь она также обретается нашей силой единства: умением видеть светлое даже в самые темные времена и способностью быть рядом и поддерживать друг друга.
Полное исследование по ссылке.