Подписание Соглашения между Китаем и США. Что в нем и почему это важно для Украины?
В этом году, чтобы защитить все положительные ростки структурных реформ в Украине, нам нужно будет активно защищаться
Подписание Соглашения между Китаем и США — еще одно событие, которое иллюстрирует почему в этом году Украина будет использовать защитные меры (safeguard measures) для защиты отечественной промышленности. И почему это не будет банальный протекционизм.
Начнем с содержания Соглашения между Китаем и США
Символично — два первых раздела этого соглашения посвящены интеллектуальной собственности и передаче технологий. Чтобы ни у кого не было сомнений — это был и есть самый мощный инструмент защиты своих экономических интересов. И нам их надо защищать.
Поэтому, уважаемые народные депутаты, одобрите сегодня пожалуйста законопроекты 2255, 2258 и 2259 — это очень нужно для нашего экономического развития.
Следующий раздел — об аграрной торговле. Здесь все вполне логично и полностью корреспондирует нашим интересам — строгое соблюдение требований ВТО (и как бы ни хотел кто-то убить ВТО — организация есть и будет важной точкой отсчета в международной торговле). Украина имеет вполне хорошее сотрудничество с GACC по поводу допуска украинской продукции на рынок КНР. Планы на этот год тоже амбициозны.
Раздел о финансовых услугах — большая открытость Китая, пусть и только для компаний США — это больший толчок для fintech рынка глобально, а значит и для наших стартапов в этой сфере.
На этом оптимизм заканчивается
Краткий раздел Соглашения о валютном курсе (каким бы ни было его содержание) — уже юридическое доказательство того, что более дорогая валюта является негативом для вашего экспорта. США решают дисбаланс валютного курса через международный договор.
В нашем случае — это внутренний вопрос и мы должны решать этот вопрос имеющимися средствами.
Для этого мы будем активно использовать инструмент защитных мер для защиты национального производителя. Основания для этого есть.
Наконец, ожидаемый всеми раздел о принудительной покупке американской продукции. Этим разделом США усиливают управляемость международной торговли. И это вдвойне отрицательно.
На уровне идеологии — США пропагандируют полностью противоположное тому, чему нас учат лидеры американской экономической мысли. Впрочем, здесь — no surprises. Просто очередное подтверждение гиперпрагматичности мира международной торговли.
На практическом уровне положение об обязательном увеличении закупки именно американской продукции бьет против интересов третьих стран — экспортеров в КНР. Конечно импорт в КНР растет достаточно высокими темпами и место найдется всем. Плюс уже сейчас существует много мнений, что эти положения будет сложно реализовать на практике.

Но сама возможность того, что даже при лучшем коммерческом предложении предпочтение будет отдано не украинскому товару, что ухудшает наши возможности на рынке КНР.
Не только Украина, но и многие другие государства будут выступать против распространения управляемой торговли. Я уже достаточно много об этом говорю в рамках ВТО. И противодействие управляемой торговле будет только усиливаться. Тем не менее нам очевидно придется жить в период ползущей управляемости торговли.
Напомню, что на рынке вставшие вслед за США количественные ограничения, в форме квот в рамках защитных мер, ввел ЕС. Далее последовал Египет и кажется это домино уже не остановить. Поэтому у нас нет никакого другого выхода, чем активно использовать защитные, в том числе и предыдущие меры.
Это надо делать именно сейчас, ведь мы имеем совпадение многих дисбалансов в экономике, не только ревальвацию гривны. Сюда следует добавить и форсированный рост заработной платы, как реакция на агрессивную политику государств ЕС по привлечению квалифицированной рабочей силы из Украины. И временную неэффективность европейской модели рынка электроэнергии. Пока она наладится, наши производители платят непропорционально высокую цену. Добавим сюда нерешенные дисбалансы ВТО.
Поэтому в этом году, чтобы защитить все положительные ростки структурных реформ в Украине, нам надо будет активно защищаться.
И не надо это путать с грубым протекционизмом. Протекционизм защищает прошлое. В нашем случае мы защищаем будущее. И защищаем те структурные реформы, которые активно реализуем. Структурные изменения макрофинансовой политики, рынка труда, в том числе условия оплаты труда, рынок электроэнергии надо довести до конца. Для этого и нужна временная защита промышленности, которая должна адаптироваться к этим структурным изменениям. И показатели торговли за 4 квартал подтверждают необходимость защиты именно сейчас.
Эти тезисы никак не освобождают производителей от необходимости тщательно и строго соблюдать требования законодательства о защите национального производителя и подавать надлежащим образом оформленные документы.